3.5. Источники финансирования мусульманских религиозных организаций

  Необходимость самофинансирования мусульманских организаций ставит в повестку дня занятие коммерческой деятельностью. В то же время наличие значительного риска в этой сфере делает разумным опосредованное участие религиозных организаций через учрежденные ими хозяйствующие общества. Поэтому ДУМ РТ практически с самого начала своей деятельности выступило учредителем Благотворительного фонда, который и взял на себя осуществление разного рода коммерческих проектов.
  Нестабильность современной экономики заставляет обратиться к опыту предшественников, которые до революции развивали вакуфное хозяйство.
  Принимая во внимание развитость аграрного сектора экономики республики очевидна необходимость возвращения в нашу повседневную жизнь ушр (десятины). За отчетный период ДУМ РТ предприняло ряд шагов к популяризации этой разновидности религиозного благодеяния. В средствах массовой информации были опубликованы соответствующие разъясняющие материалы, многие имамы затрагивали эту тему в своих содержательных проповедях. Кроме того в сезон уборки урожая были проведены специальные праздники гошера в Балтасинском и Арском районах. Медресе Республики получают десятки тонн картофеля и овощей, что является для них зримым подспорьем. Например, по итогам сезона 2001 года мухтасибат Черемшанского района выделил картофеля: для медресе имени 1000-летия Ислама 6 тонн, для ДУМ РТ — 2 тонны, для РИУ — 4 тонны, для дома престарелых — 3 тонны, для районной больницы — 3 тонны.
  До революции основным источником финансирования мечетей и имамов в татарских деревнях был именно ушр. Известно, что ушр — это 10%-ное отчисление от урожая неорошаемых культур и 5%-ное отчисление от урожая орошаемых участков.
  Важно отметить, что ушр собирается исключительно с личных подворий и дачных участков, речь не идет о колхозах и совхозах. Выплата ушр — это акт личный и добровольный каждого мусульманина, тем более что нисаба у гошера нет, т.е. он отдается с любого количества урожая, например, даже если уродилось 10 яблок, одно нужно отдать в качестве гошера.
  Очевидно, что и далее необходимо мобилизовывать усилия по разъяснению важности, обязательности ушр среди населения. Организованный ежегодный его сбор может решить многие проблемы нашей конфессиональной жизни.
  Выплата ушр имеет и немаловажный психологический эффект, рождая ощущение сопричастности к жизни уммы у тысяч и тысяч рядовых мусульман.
  Раздумья об изыскании источников финансирования, учитывающих особенности самой религии Ислам и имманентно ей присущих привело руководство ДУМ РТ к анализу накопленного опыта в этой сфере в других мусульманских странах. Особенно подходящим для наших условий оказалась деятельность организации «Табун-хадж» Малайзии. Применительно к нашим условиям российского правового поля была создана программа «Идель-хадж» совместно со страховой компанией «НАСКО- Татарстан» и Татфондбанком. В рамках этой программы верующие мусульмане не только смогут воспользоваться качественным комплексом услуг туристского характера при совершении хаджа и умры, но также смогут участвовать в страховых накопительных программах те, кто еще не располагает необходимой суммой для совершения хаджа. Это дает надежду многим накопить сумму в будущем, причем халяльным способом. Претворению в жизнь разработанной программе помешал разразившийся экономический кризис.
  Одним из наиболее важных финансовых регуляторов исламской уммы является закят. Известно, что он распределяется по 8 категориям нуждающихся. В ДУМ РТ издана книга о закяте, в которой подробно изложен взгляд шариата на закят. Думается, в ближайшее время необходимо оформить его сбор в соответствующих организационных формах, тем более, что до 12,5% от сумм собранного закята можно тратить на саму систему сбора закята.
  Несколько слов о садаке. Денежные пожертвования были и остаются наиболее надежным и стабильным источником финансирования мечетей. В то же время, видимо, необходимо предпринять определенные шаги в развитии прозрачности финансовой деятельности приходов, к сожалению, не везде еще денежные средства из ящиков для пожертвований оприходуются комиссионно. Есть случаи единоличных изъятий денег имамами мечетей. В этой связи интересен опыт дореволюционных мечетей, которые регулярно в открытой печати публиковали данные о своих денежных поступлениях и расходах, что приводило к более активной помощи населения, укрепляло доверие прихожан своим священнослужителям. И сегодня, гласное открытие денежных поступлений развеет миф о богатстве мечетей и состоятельности имамов и явится стимулом для прихожан к увеличению сумм подаяния на пользу своих мечетей.
  Одним из естественных источников существования религиозных организаций является торговля религиозной литературой. За отчетный период произошел качественный прорыв в этой сфере. ДУМ РТ были подготовлены и изданы значительными тиражами самые необходимые книги, брошюры и учебники как для широких масс населения, так и для учебных заведений. Несколько раз издавался Коран (Казан басмасы), тафсиры на русском и татарском языках, сборник проповедей муфтия, такие классические учебники как «Мугаллим-сани», приуроченные к 130-летнему юбилею автора Ахмад Хади Максуди и др. В ближайших планах ДУМ РТ создание собственной полиграфической базы. Однако, к сожалению, пока очень небольшая группа мечетей имеет свои торговые точки по продаже религиозных книг и символики, что затрудняет темп их издания. Очевидно, нужно стремиться хотя бы в каждом мухтасибате создать специализированные точки книжной торговли, чтобы максимально приблизить друг другу читателей религиозной литературы и издателей, тем более, что спрос на мусульманские издания только возрастает.
  Заготовка и продажа халяльного мяса также является присущей нашей конфессии сферой деятельности. Ясно, что это направление деятельности с финансовой точки зрения перспективно и востребовано населением.
  Без лишних слов, наверное, ясно, что фирменные мясные лавки халяль- продуктов должны быть открыты при каждом городском мухтасибате республики.
  Поставка необходимых животных для проведения обрядов жертвоприношения на праздник Курбан-байрам. Принимая во внимание ежегодный стабильный рост верующих сограждан эта сфера деятельности мусульманских религиозных организаций будет все более актуализироваться. Рассмотрим разные аспекты этой проблемы. Во-первых, необходимость развития овцеводства в Республике, угрожающе идущей на спад. Во-вторых, многие горожане, не имея мест заклания по месту жительства остро нуждаются в услугах по проведению заклания животного, его освежевания и т.д. Естественно предоставление такой возможности со стороны мечетей. В- третьих, при оптовых закупках скота мечетью по заявкам прихожан возникает возможность уменьшения средней цены на животное и т.д. Несмотря на очевидные трудности недопустимо дистанцироваться от решения этих проблем — мечети обязаны создать реальные возможности для как можно большего числа верующих совершать этот обязательный обряд, не говоря уже о том, что многие оставляют мечетям часть мяса жертвенного животного сверх самой денежной его цены, что открывает возможность мечетям, в свою очередь, проводить благотворительные акции и т.п.
  О попечителях. До революции мечети помимо прямого подаяния прихожан финансировались из средств попечителей. Например, в Перми до революции при мечети существовал попечительский совет, причем, чтобы быть членом этого совета, кроме безупречных моральных качеств требовался и ежегодный значительный денежный взнос и если этот взнос не уплачивался, неплательщик исключался из совета.
  Очевидно, что сейчас также остро стоит проблема возвращения института попечителей в мечети. Необходимо продумать их статус, их права, их полномочия по участию в приходской жизни. Отрадно, что сегодня некоторые бизнесмены не ограничиваются одноразовой помощью при строительстве мечетей, а продолжают курировать их и после завершения строительства.
  Ежегодная инвентаризация имущества
  Согласно Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризации подлежат имущество и обязательства (ст. 12). В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49. Формы учета результатов инвентаризации утверждены постановлением Г оскомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
  Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
  Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Допускается возлагать инвентаризацию на ревизионную комиссию организации. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, распоряжение) регистрируют в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.
  В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
  Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Основными целями инвентаризации являются:
  — выявление фактического наличия имущества;
  — сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  — проверка полноты отражения в учете обязательств.
  По результатам инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет инвентаризационные описи, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии.
  Инвентаризационные описи составляются, как правило, в двух экземплярах: один — для бухгалтерии, другой — для материально ответственного лица. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
  На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.
  В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
  На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
  Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
  Для отражения результатов инвентаризации основных средств необходимо оформить инвентаризационную опись основных средств (форма № ИНВ-1 *) (* Форму № ИНВ-1 см. в постановлении Госкомстата России от 18.08.98 № 88.) В форме должны быть заполнены все предусмотренные реквизиты.
  При инвентаризации транспортных средств в инвентаризационной опи­си указываются заводские номера, указанные в техническом паспорте, год выпуска, мощность и тому подобные сведения по каждому транспортному средству.
  При проведении инвентаризации арендованных средств форма ИНВ-1 составляется в трех экземплярах, один из которых передается арендодателю. При инвентаризации товарно-материальных ценностей заполняется опись по форме ИНВ-3**. (** Там же.)
  При наличии расхождений между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации заполняется сличительная ведомость по форме №ИНВ-19***. (*** Там же.)
  Сличительная ведомость составляется только по тому имуществу, по которому выявлены отклонения от учетных данных. Ведомость также составляется в двух экземплярах — один для бухгалтерии, другой — для материально ответственного лица.
  Вместо стандартных форм № ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-19 могут быть использованы формы, разработанные организацией с учетом своей специфики, но обязательно утвержденные в составе «Учетной политики организации».
  Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
  а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
  б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
  Следует заметить, что нормы естественной убыли, которые должны быть утверждены до 1 января 2003 г. (п. 5 постановления Правительства РФ от 12.11.02 № 814), до сих пор отсутствуют. Действие прежних норм есте­ственной убыли товарно-материальных ценностей при их транспортировке и хранении приостановлено. В связи с этим Минфин РФ письмом от 24.12.02 №16-00-14/485 установил, что впредь, до разработки и утверждения в установленном порядке новых норм естественной убыли, расходы, связанные с потерями от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, не могут быть приравнены к материальным затратам для целей налогообложения прибыли.
  Результаты годовой инвентаризации необходимо отразить в годовой бухгалтерской отчетности.

Вопросы для самопроверки

  1. Какова роль гошера на развитие аграрного сектора экономики?
  2. В чем заключается программа «Идель-Хадж»
  3. Что такое садака?
  4. Расскажите о естественных источниках существования религиозной организации
  5. Зачем проводится ежегодная инвентаризация имущества?

Назад Содержание Вперед