§ 3. Национальная и международная регистрация космических объектов, запущенных в космическое пространство

  Понятие «запускающее государство»
  Понятие «запускающее государство» в международном космическом праве имеет большое значение, так как производными от него являются вопросы собственности государств на запущенные космические объекты, вопросы юрисдикции и контроля над ними, а также и аспекты ответственности, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В отличие от ранее рассмотренных, это понятие определяется в ряде международноправовых актов.
  Так, хотя в ст. VII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., сам термин «запускающее государство» не используется, об этом говорится следующим образом: «каждое государство-участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта...».
  Статья I Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., устанавливает, что термин «запускающее государство» означает государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта; государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта».
  Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., в ст. I воспроизводит полностью норму об этом же Конвенции об ответственности. Таким образом, в международном космическом праве различают четыре категории государств, непосредственно участвующих в запуске космического объекта:
  1) государства, которые осуществляют запуск космического объекта;
  2) государства, которые организуют запуск космического объекта;
  3) государства, с территории которых осуществляется запуск космического объекта;
  4) государства, с установок которых осуществляется запуск космического объекта.
  Все перечисленные категории государств именуются запускающими государствами.
  Понятие «государство регистрации».
  Национальная и международная регистрация
  Регистрация космических объектов предусмотрена Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. Согласно ст. I п. «с» данной Конвенции, государством регистрации является запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект. Нормами этой Конвенции устанавливается национальная и международная регистрация космических объектов.
  Национальная регистрация космического объекта производится следующим образом: согласно ст. II п. 1 Конвенции о регистрации, запускающее государство ведет соответствующий регистр, в котором регистрируется космический объект, запускаемый на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. Об учреждении такого регистра каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются самостоятельно соответствующим государством регистрации (п. 3 ст. II).
  Как устанавливает п. 2 этой же статьи Конвенции, когда в отношении одного космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Впоследствии государство регистрации обеспечивает передачу Генеральному секретарю ООН определенной информации о каждом космическом объекте, занесенном в регистр этого государства. Конвенция о регистрации устанавливает, что государство регистрации обязано представить такую информацию «в ближайший практически осуществимый срок».
  Государство регистрации, согласно ст. IV Конвенции о регистрации передает Генеральному секретарю ООН следующую информацию:
  a) название запускающего государства или запускающих государств;
  b) соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;
  c) дату и траекторию или место запуска;
  d) основные параметры орбиты, включая: i) период обращения, ii) наклонение, iii) апогей и iv) перигей;
  e) общее назначение космического объекта.
  Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. IV, государство регистрации может время от времени передавать Генеральному секретарю ООН дополнительную информацию относительно космического объекта, занесенного в его регистр.
  Каждое государство регистрации также уведомляет Генерального секретаря ООН в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о космических объектах, о которых оно ранее предоставило информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (п. 3 ст. IV).
  Если на запущенный космический объект нанесены обозначение или регистрационный номер, либо и то и другое, государство регистрации уведомляет об этом Генерального секретаря ООН, который заносит это уведомление в свой Реестр.
  Основные функции по международной регистрации космических объектов возложены на Генерального секретаря ООН. Он ведет Реестр, в который заносится информация, предоставляемая государством регистрации. К информации, содержащейся в Реестре, обеспечивается полный и открытый доступ.
  Непосредственная процедура международной регистрации космических объектов выглядит следующим образом: указанные в Конвенции о регистрации 1975 г. данные сообщаются государствами в письмах на имя Генерального секретаря ООН и заносятся в централизованный Реестр, который ведется Управлением по космосу Секретариата ООН. Копии писем, получаемых Генеральным секретарем, рассылаются всем членам ООН. Помимо этого Секретариат ООН публикует специальную серию информации, предоставляемой государствами, относительно учреждения ими национальных регистров запущенных космических объектов.
  Задача регистрации космических объектов в Российской Федерации возложена на Российское авиационно-космическое агентство.
  Так, в соответствии с п. 4.33 Положения о Российском авиационно-космическом агентстве (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.10.1999 г. № 1186), названное Агентство «ведет Регистр космических объектов Российской Федерации, представляет в ООН информацию о запускаемых Россией космических аппаратах».

Назад Содержание Вперед