§ 4. Юрисдикция и контроль над космическими объектами. Права собственности на космические объекты
Под понятием «юрисдикция и контроль» в широком смысле в международном космическом праве имеется в виду право государства на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах. Термин «контроль», употребляемый в Договоре по космосу 1967 г. вместе с термином «юрисдикция» понимается в международном космическом праве либо как один из элементов юрисдикции, ее составная часть, либо как технический термин, означающий право на управление космическим объектом и руководство его экипажем.
Правовые основы реализации юрисдикции и контроля над космическими объектами заложены в ст. VIII Договора по космосу 1967 г. В ней говорится, что «государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения их в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле».
Далее в этой же статье Договора 1967 г. говорится, что права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращению на Землю. Такие космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства- участника Договора, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по требованию представить до возвращения опознавательные данные.
В 1968 г. принимается Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. В нормах данного Соглашения положения ст. VIII Договора по космосу 1967 г., касающиеся вопросов собственности на космические объекты получают свое дальнейшее развитие.
Так, уже в преамбуле Соглашения говорится о том, что Договаривающиеся Стороны отмечают важное значение Договора по космосу 1967 г., призвавшего оказывать всемерную помощь космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, незамедлительно возвращать в безопасности космонавтов и возвращать объекты, запущенные в космическое пространство.
Согласно Соглашению о спасании, права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле, или по их возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены.
Однако если обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству является безусловным и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операции по поиску и спасанию его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным. Для возвращения космических объектов или их составных частей запустившему их государству необходимо, чтобы это государство, во-первых, обратилось бы с просьбой об этом, и, во-вторых, предоставило по требованию опознавательные данные.
Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему их государству, компенсируются этим государством.
Вопросы юрисдикции и контроля над космическими объектами, а также аспекты права собственности на эти же объекты были учтены и при принятии Соглашения о Луне от 18 декабря 1979 г.
Так, в п. 1 ст. 12 этого Соглашения устанавливается, что «государства-участники сохраняют юрисдикцию и кон- троль над своим персоналом, космическими аппаратами, оборудованием, установками, станциями и сооружениями на Луне. Права собственности на космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения остаются незатронутыми во время нахождения их на Луне».
В п. 2 этой же статьи также говорится, что «к аппаратам, сооружениям и оборудованию или их составным частям, обнаруженным за пределами намеченного места их расположения, применяются положения ст. 5 Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство».
Статья 5 Соглашения о спасании 1968 г., на которую в Соглашении о Луне 1979 г. приводится ссылка, устанавливает порядок и правила возвращения обнаружившим государством космического объекта, находящегося в собственности другого государства.
При разработке и принятии отечественного Закона о космической деятельности были учтены основные положения международного космического права в части, касающейся как юрисдикции и контроля, так и вопросов собственности на объекты, запущенные в космическое пространство.
Статья 17 Закона РФ о космической деятельности предписывает: «Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.
Права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время нахождения этих объектов на Земле, а равно на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».
Назад | Содержание | Вперед |