3.4. Канал
Выделение данного направления в эмпирических исследованиях связано с признанием влияния специфики разных каналов социальных коммуникаций на ее контент, поведение участников и социальные эффекты.
Интернет-СМИ входят в группу каналов, относящихся к массовым коммуникациям, представляют собой их особую подгруппу с профессиональным коммуникатором, распоряжающимся центром производства контента на данном канале. Однако природа Сети такова, что здесь в рамках одного ресурса легко переплетаются различные виды социальных коммуникаций. На базе сайта СМИ могут возникать объединения клубного типа, межличностные контакты через почту, виртуальные комьюнити, в том числе - переходящие в реальные. Возможно появление новых моделей сетевых СМИ, поскольку старая универсальная модель коммуникации, в которой легко выделялся «отправитель» и «получатель» сообщения уже не соответствует реальности. Вместе с тем ядро процесса, центр производства контента и организации общения в СМИ остается неизменным: это сама редакция, журналисты. Участие множества пользователей сайта СМИ, активно общающихся между собой, сменяющих постоянно свои роли в коммуникации, при этом использующих и другие типы коммуникаций (например, обсуждение статьи с сайта через почту и в то же время на форуме) требует нового осмысления и способов эмпирического изучения.
Эмпирическое изучение функционирования каналов СМИ в Сети предполагает выявление следующих характеристик: типов коммуникаций, действующих на базе данного ресурса; применения разных знаковых средств (буквенный текст, графическое изображение, звук и т. п.); режима функционирования ресурса - одно- или двухсторонний, с включением опций обратной связи, участия в производстве контента; опций и организационнотворческих форм, используемых для производства контента и общения между редакцией и пользователями, между пользователями; наличия платных и бесплатных дополнительных услуг (архивирование, заказ досье и справок, дополнительной информации и др.); структуры сайта (объем, разделы/страницы, навигация) и др.
Таким образом это направление эмпирических исследований связано с фиксированием свойств интернет-СМИ как каналов распространения информации и участия в ее обмене, как средств передачи контента для достижения социальных целей, а Интернета - как среды, где переплетаются разные виды социальной коммуникации.
Назад | Содержание | Вперед |