1.2.5. Единая пенсионная служба

  В процессе пенсионного обеспечения населения участвуют Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения - обеспечивают целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий; органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляют назначение (перерасчет) и выплату пенсий; структуры почтовой связи и другие организации производят доставку и непосредственную оплату пенсий, а также учреждения Сберегательного банка Российской Федерации и иные организации. У каждого - свои функции.
  Ведомственная разобщенность служб, участвующих в осуществлении пенсионного обеспечения, усложняет технологию организации работы по назначению (перерасчету) государственных пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В процессе взаимодействия органов социальной защиты населения с территориальными органами ПФР удлиняются сроки подготовки материалов для назначения (перерасчета) пенсии и увеличивается документооборот за счет дополнительно вводимых справок и других бумажных носителей, требующих установленного порядка оформления.
  Начиная с 1992 года, в некоторых субъектах Российской Федерации в целях ликвидации многозвенной системы управления функции по назначению (перерасчету) и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду РФ. Доставка пенсий при этом осталась за организациями федеральной почтовой связи, учреждениями Сберегательного банка РФ и иными организациями.
  Впервые объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор. аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий) произошло в Московской области в 1992 году, на базе регионального отделения Пенсионного фонда РФ. Объединение произошло в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 6 июля 1992 г. № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области».
  Такая модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Итоги этого эксперимента были одобрены. В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти в инициативном порядке (уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе) стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта РФ и Пенсионным фондом РФ.
  Единая пенсионная служба позволила сократить срок прохождения финансовых потоков на цели пенсионного обеспечения с 6 до 3 дней; исключить случаи не целевого и не своевременного использования средств, например, на выплату пособий и других платежей, источником которых Пенсионный фонд не является (в 1998 году, например, в органах социальной защиты населения выявлено не целевое использование средств ПФР на нужды бюджетов всех уровней на сумму 75 млн. руб.). Исключить искусственное завышение заявок на право расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий. Точность составления заявок на территориях, работающих в условиях единой пенсионной службы, доведена до 100%. Усилен контроль расходования пенсионных средств на основе информационной базы плательщиков страховых взносов и данных персонифицированного учета о застрахованных лицах. Разработана оптимальная технология формирования сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в целях правильного назначения пенсий; повышена управляемость системы пенсионного обеспечения за счет сокращения числа участников пенсионного процесса.
  С момента начала эксперимента по сосредоточению всего управления пенсионными средствами в ПФ 22 субъекта Федерации заключили соглашения с органами социальной защиты населения о том, чтобы назначение, перерасчет и выплата пенсий перешли от них к территориальным отделениям Пенсионного фонда.
  Программой пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.98 № 463, предусматривается последовательная реализация мер, направленных на переход от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию, что позволит стимулировать работников к уплате страховых взносов, на основе которых должны назначаться трудовые пенсии.
  Дальнейшее развитие принципов пенсионного страхования неразрывно связано с процессом создания единой пенсионной службы, объединяющей сбор страховых взносов, назначением выплату пенсий. Способствовать этому может законодательное закрепление положений о создании единой пенсионной службы в Российской Федерации.
  В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, Президент РФ подписал Указ от 27 сентября 2000 года «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он порекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий на работу в территориальные органы ПФР.
  У регионов остался выбор - расстаться с правом по своему усмотрению распоряжаться пенсионными деньгами или нет. По мнению экспертов, значительно важнее добиться трехстороннего (правительство, работодатели, работники) управления, чем сохранить государственную подчиненность ПФ и блага отдельного ведомства. Тройной контроль более демократичен и лучше отвечает интересам страны. Подлинной реформой было бы создание и выборы правления, реально влияющего на администрацию, ее замыслы и ход реформы, т. е. изменение структуры ПФ, норм деятельности, а не простая смена способов расчета будущих пенсий.

Назад Содержание Вперед