§ 5. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия и транспорта
Обстановка места происшествия по делам, связанным с транспортом, во многом зависит от его типа или вида, дорожного полотна, интенсивности движения и других факторов. Отсюда основное требование проведения осмотра — оперативность, постоянная готовность к нему, что обеспечивается наличием специально оборудованной автомашины (крим. лаборатория), оперативной группы в составе специалистов, госавтоинспектора, оперативных сотрудников и общественных автоинспекторов.
Осмотр места ДТП состоит из нескольких этапов. По прибытии на место в первую очередь следователь должен оказать помощь пострадавшим, принять меры к вызову врача и машины «скорой помощи», организовать транспортировку пострадавших в ближайшую больницу, обеспечить безопасность проведения осмотра, т. е.
выставить регулировщика, соответствующие дорожные знаки, сооружения, оградить место события стойками и веревками с красными флажками, выставить охрану.
После этих мероприятий делают замеры следов торможения — от колес до начала следа «юза». Далее следует «привязка» к месту события, т. е. составляется схематическая зарисовка места — обозначаются ориентиры: указывается, на какой улице, у какого дома, телеграфного столба, дорожного знака, на каком километре, перекрестке и т. д. произошло ДТП; проводятся замеры — ширина проезжей части, расстояние от колес до тротуара или обочины (дерева), между транспортными средствами; обозначаются следы и расстояния между ними и другими объектами, место положения и поза трупа, частей его одежды, следов крови и т. д.
Важным моментом при осмотре является установление точки наезда. Она, как правило, не совпадает с местом нахождения трупа, потерпевшего столкнувшегося транспорта. Основным признаком, указывающим на точку наезда, будут: грязь или пыль, а зимой — снег, лед, которые в момент удара отделяются от дна кузова, крыльев и других частей машины; выпавший из кузова груз, осколки фары, подфарника и других стекол. Близко к точке наезда могут быть найдены головной убор, сумки, обувь и др.
Знание точки наезда является исходной позицией, с которой производятся все последующие расчеты о взаимном положении пострадавшего и транспорта.
После определения точки наезда — центра места события, следует провести фотографирование, для чего правильно выбрать точки съемки, отметив их на схеме. Виды съемки должны быть простыми и эффективными (обзорная, детальная, узловая), в зависимости от ситуации можно применить круговую или линейную панораму.
Приступив к последовательному осмотру места ДТП, следователь должен в первую очередь помнить о том, что его первоочередная задача — как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, и осматривать прежде всего менее устойчивые следы.
На практике существуют две основные ситуации: совершен наезд, и транспорт скрылся с места события, и после наезда транспортное средство находится на месте события. В первом случае внимание следователя направлено на выявление всех следов, свидетельствующих о виде, марке и типе транспорта. Такими следами будут: следы протектора, по которым можно установить ширину колеи, размер шин и строение рисунка протектора. Эти данные помогут с большой степенью вероятности судить о модели машины, на которую устанавливаются шины с таким рисунком и размером. Далее собираются все следы, оставшиеся на месте: часть выпавшего груза, отдельные частицы древесины кузова и других деталей, лакокрасочного покрытия, части стекол, частицы резины, масла (капли). Все собранные следы немедленно следует отправить на экспертное исследование. Фиксируются одновременно и другие следы, связанные с динамикой наезда, и которые могут остаться на поверхностях скрывшегося транспорта. Естественно, что все другие следы, связанные с потерпевшим, также фиксируются.
Во втором случае, кроме описанных действий, проводится тщательный осмотр транспорта. Цель такого осмотра — выявить следы, образовавшиеся в результате события, сбор информации для моделирования механизма происшествия и установления технического состояния транспорта. Такой осмотр проводится и в тех случаях, когда транспорт был обнаружен после того, как скрылся с места события.
Осмотр транспорта следует начинать с передней части: бампер, радиатор, подфарники, фары, крылья и другие выступающие части кузова. На поверхностях этих частей можно обнаружить частицы нитей ткани одежды, частицы волос и мозгового вещества (особенно на «ребрах» кузова грузовой машины), капли и мазки крови, оттиски структуры ткани одежды, сумок, портфелей и пр., осветленные участки - следы скольжения, удара, вмятин, изломов, царапин. Затем осматриваются поверхности протекторов шин, на которых могут остаться частицы крови, вещества мозга и др., если было перекатывание потерпевшего. После описания, фотографирования и изготовления копий следов, с помощью специалиста проверяется техническое состояние транспортного средства: тормозной системы, рулевого управления, (технический осмотр, но не эксперимент) шин, осветительных средств. Обращается внимание на распределение груза в кузове грузовой машины, вид груза.
При осмотре транспорта после того, как он скрылся с места происшествия, обращается внимание на сокрытие следов столкновения: выпрямление и закрашивание вмятин, замена стекол фары или подфарника, лобового стекла, исправления погнутостей номерного знака и других деталей.
Осмотр трупа и одежды следует проводить с участием специалистов: судебного медика и криминалиста.
В протоколе осмотра обязательно следует отметить состояние дорожного покрытия, видимость, температуру воздуха, место расположения дорожных знаков и светофоров и их состояние.
При осмотре транспорта, если есть данные о том, что он был угнан и угонщик скрылся с места события, следует обратить внимание на следы рук, которые могут быть на внутренних деталях управления, боковых стеклах, рамках дверцы, на дверцах. Кроме того, в салоне отбираются образцы почвы, отыскиваются различные предметы (бутылки, части одежды, обертки от конфет, окурки и пр.), тщательно осматривается крепление номерных знаков на предмет обнаружения следов их замены и др.
При наездах на пешехода трамваем возможны различные ситуации, наиболее часто это перекатывание колесами, отброс в сторону при ударе и задержание тела передней решеткой. Иногда тело значительное расстояние протаскивается по полотну. В таких случаях также важно отыскать точку наезда. Признаками ее могут быть различные предметы, принадлежащие пешеходу: головной убор, обувь, очки и др. При протаскивании тела на всем протяжении на почве, снегу могут быть не только следы крови, но и части тела, одежды, следы волочения. В случае если трамвай наехал на человека и не остановился, а труп замечен последующим, необходимо через диспетчерскую установить транспорт и немедленно осмотреть его. На поверхностях передней части трамвая могут быть вмятины, частицы ткани одежды, на ходовой части — колесах, тормозах и др. — следы крови, мозгового вещества, части одежды, части мышц тела и т. д.
В очень редких случаях на месте происшествия возможно установление следов торможения, но ввиду их специфичности (при торможении колес также происходит «юз»), эти следы следует устанавливать только со специалистом.
Существует специфика осмотра места события и транспортного средства, если в событии участвовали различного вида тракторы, спецмашины с гусеничным ходом. Гусеничные тракторы имеют, как правило, небольшую скорость движения, хорошую проходимость, тяговое усилие и значительный вес. Следы ходовой части гусеничного трактора образуются на любой следовоспринимающей поверхности. Обычно измеряют ширину траков (отдельных звеньев гусеницы), их длину, расстояние между следами гусениц. После измерения следует внимательно осмотреть отображение каждого трака, найти какие-либо признаки в следе и проследить их в последующих следах. В некоторых случаях возможно обнаружение следов саней, которые прицепляются к трактору и перекрывают следы гусениц.
Колесные трактора оставляют следы, аналогичные для автотранспорта, рисунок протектора, особенно заднего колеса, высокой проходимости. Конструктивные особенности тракторов могут быть самыми разнообразными в зависимости от назначения. Так, они могут быть использованы для уборки дорог от снега (бульдозеры, скреперы), трелевки, погрузки и т. д. При осмотре и обнаружении необычных (малоизвестных) следов следователь должен привлечь специалиста.
При наезде на транспорт и различные преграды могут остаться следы от выступающих деталей специального транспорта — автокранов, автопогрузчиков, бульдозеров и автомашин с отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины.
При осмотре места события, где предполагается такой транспорт, как мотоцикл, мотороллер или велосипед, следует помнить, что важное значение имеет осмотр «по следу», т. е. следователь движется по следу колес (колеса) до поворота. Эта рекомендация позволит выявить особенности в следах переднего и заднего колес, т. к. при движении «прямо» след переднего колеса перекрывается следом заднего. Следы колес измеряются по ширине, отыскиваются особенности в рисунке шины. По следам колес мотоцикла или мотороллера с коляской можно установить колею (системы, вид, тип). В случаях наезда мотоцикла на пешехода у последнего возникают повреждения на одежде и теле на нижней половине и нижних конечностях соответственно уровню расположения частей мотоцикла над землей.
Назад | Содержание | Вперед |