§ 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года
Любой правовой акт в государстве должен рассматриваться как элемент законодательно-правовой системы. Поэтому конституции свойственны прежде всего общие черты, присущие праву, а именно, её нормативность, формальная определенность, регулятивность, принудительность, системность и др. Однако конституция характеризуется и рядом весьма специфических свойств, которые выделяют её среди законодательных актов. В отличие от обычного закона, Конституция - основной закон государства, хотя в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. об этом прямо не сказано.
Что же характерно для Конституции Российской Федерации 1993 г. в качестве основного закона государства?
Уже само наименование - основной закон - говорит о его особом месте в системе законов, издаваемых в государстве, о его особом значении в сравнении с любым другим нормативным правовым актом, издаваемым в государство законом.
Положения конституции всегда являются первичными, учредительными. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают, конкретизируют конституционные положения. Отсюда следует вывод о том, что законы, противоречащие конституции или же разработанные и принятые с нарушением установленных ею условий, объявляются недействительными. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к конституции.
Приоритет конституции обеспечивается соответствующими правовыми нормами и организационными структурами. Правовая природа конституции как основного закона в наибольшей степени характеризуется её юридическими свойствами, то есть такими сторонами, которые обусловливают её общность и различие с другими правовыми актами.
К таким наиболее значимым юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относятся её верховенство и стабильность.
Верховенство Конституции в системе законодательных актов обусловлено, прежде всего, её содержанием, ибо это единственный в государстве нормативный правовой акт, который охватывает своим регулированием всю систему государственно-политической организации общества. В части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации сказано: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Этим подчеркивается, что Конституция Российской Федерации, вместе с федеральными законами, возглавляет и скрепляет всю правовую систему государства.
Верховенство Конституции Российской Федерации означает, что:
во-первых, нормы Конституции являются основополагающими источниками не только государственного права, но и других отраслей права в Российской Федерации;
во-вторых, в части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации сказано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
в-третьих, для системы законодательства в Российской Федерации обязателен приоритет общефедеральных конституционных и иных нормативных правовых предписаний, изданных в пределах прав Российской Федерации, перед соответствующими актами субъектов Российской Федерации (п.5 ст.76 Конституции Российской Федерации);
в-четвертых, как основной закон государства, Конституция Российской Федерации является юридической базой всего текущего законодательства. Это означает, что основной закон играет определяющую роль в осуществлении текущей законодательной деятельности, указывая главные направления и устанавливая конституционные принципы законодательства. Иначе говоря, Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы государства;
в-пятых, в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено положение, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и исполнять законы (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации);
в-шестых, Конституции Российской Федерации не могут противоречить заключаемые государством международные договоры, они должны полностью ей соответствовать (ст. 60 Конституции Российской Федерации).
Стабильность Конституции Российской Федерации, то есть незыблемость её конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений. В свою очередь, стабильность Конституции обеспечивает важнейшие условия дальнейшего развития государственного и общественного строя, упорядоченности механизма осуществления властных функций. Стабильность Конституции и в том, что её нормы, являясь юридически первичными, содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании предметов правового регулирования других отраслей права, сохраняя их устойчивость в течение длительного времени. Стабильность Конституции - это также важнейшее условие легитимности власти, правопорядка и режима законности, устойчивости всей правовой системы.
Гарантиями стабильности являются особый порядок внесения и принятия поправок в особый порядок принятия новой конституции и введения её в действие.
Порядок пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок.
Стабильность конституции не означает её неизменности. Стабильность сочетается с подвижностью, динамизмом. Это может быть обусловлено высокими темпами социально-экономического и общественно-политического развития государства и общества. Именно поэтому конституции периодически приводятся в соответствие с новыми условиями жизни государства и общества, социальной действительности.
В действующей Конституции Российской Федерации вопросу стабильности посвящена глава IX, которая называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституций». Главными являются следующие положения:
- во-первых, в статье 134 Конституции Российской Федерации определен перечень субъектов, которые могут вносить предложения о поправках Конституции Российской Федераций. К ним отнесены: Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственно Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- во-вторых, на повышение стабильности Конституции Российской Федерации направлено и то, что её главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Это относится к главам: I-й - «Основы конституционного строя», II-й - «Права и свободы человека и гражданина», IX-й - «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложение о пересмотре этих глав Конституции требует значительной поддержки членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Их число должно составлять 3/5 от общего числа депутатов и членов каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации. Но и при такой ситуации поправки в эти главы не допускаются. Для решения вопроса по существу должно быть созвано Конституционное Собрание, которое либо подтверждает незыблемость Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа членов или выносится на всенародное голосование. В этой статье также установлено, что при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины от общего числа избирателей;
- в-третьих, в статье 136 Конституции Российской Федерации установлен порядок внесения поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Процесс внесения таких поправок проходит несколько стадий, которые определены в статье 136 Конституции Российской Федерации и конкретизированы в Федеральном законе от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процесс принятия поправок характеризуется тем, что:
1) в Государственной Думе и Совете Федерации поправки принимаются (одобряются) с соблюдением требований, установленных для принятия федерального конституционного закона, то есть, большинством в 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;
2) необходимым условием, подтверждающим правомерность внесения поправок в указанные главы Конституции Российской Федерации должно быть согласие на внесение соответствующих поправок, выраженное в форме одобрения их законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем двух третей субъектов Российском Федерации;
3) Совет Федерации обобщает поступившие из законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации материалы и при наличии согласия требуемого количества законодательных (представительных) органов государственной власти 80 субъектов Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации Постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации поправок к Конституции Российской Федерации и Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
4) Президент Российской Федерации подписывает Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации и обнародует его так:
Первые поправки к Конституции Российской Федерации 1993 года были внесены: во-первых, в часть 1 статьи 81, часть 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и, во-вторых, в часть 1 статьи 103 и в часть 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Законом Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
Законы Российской Федерации от 30 декабря 2008 года о поправках к Конституции Российской Федерации вступили в силу с момента их официального опубликования, то есть 31 декабря 2008 года. Принятые поправки к Конституции Российской Федерации подлежат внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации, который в месячный срок со дня вступления в силу Законов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Текст Конституции Российской Федерации с поправками, внесенными Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 года о поправках к Конституции Российской Федерации опубликован в «Российской газете» 21 января 2009 года;
в-четвертых, в части 1 статьи 137 Конституции Российской Федерации закреплено, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона в связи с принятием в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, или в связи с изменением, конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации» за период с 2004 года по 2007 год в Российской Федерации были образованы несколько новых субъектов Российской Федерации в результате объединения двух (трех) граничащих между собой субъектов Российском Федерации. При этом, в каждом конкретном случае образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения граничащих между собой субъектов Российской Федерации принимался адресованный данному образованию нового субъекта федеральный конституционный закон. Так, первым, в этом ряду, был Федеральный Конституционный закон от 25 марта 2004 года «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Наименование образованного субъекта Российской Федерации подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в соответствии с требования федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации;
в-пятых, в части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом, изменение наименования субъекта Российской Федерации представляет собой исключительное право самого субъекта Российской Федерации. Решение об изменении наименования субъекта Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и направляется Президенту Российской Федерации. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации. Так, новое наименование «Республика Северная Осетия - Алания» в статье 65 Конституции Российской Федерации дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» вместо прежнего наименования - «Республика Северная Осетия».
Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федераций 1993 г. право принятия новой Конституции Российской Федерации не относит к компетенции какого-либо государственного органа. В п. «а» статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что принятие новой Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительного ведения Российской Федерации и отнесено к полномочиям специального органа - Конституционного Собрания, которое только и может принять новую Конституцию Российской Федерации 2/3 от общего числа своих членов или вынести проект новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум). При этом, статья 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. особо подчеркивает, что Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, который должен быть принят в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации. В то же время, в статье 21 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если Конституционным Собранием принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляется в порядке, установленном как Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г., так и федеральным конституционный законом, который должен быть принят в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации ( то есть Федеральным конституционным законом, который определяет правовой статус Конституционного Собрания). По результатам проведенного всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей (участников референдума), при условии, что в голосовании принято участие более половины избирателей (участников референдума).
В Федеральном Конституционном законе от 28 июня 2004 г. (ст. 83) установлено, что решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов голосования на референдуме, оно не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации; оно также не может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.
Назад | Содержание | Вперед |