3.4.1. Форма правления
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.
Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).
Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.
Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.
Теория государства, фиксируя в его истории, реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю.
Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные силы (принципы), которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии. Предложенное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим. Правда, среднее звено геродотовской триады - аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте).
Признаками монархии являются:
1) единоличный носитель верховной власти - монарх (фараон, король, царь, император, великий князь, шах, эмир и т.п.);
2) власть передается по наследству (регулируется законом о престолонаследии или обычаем);
3) не зависит от народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
4) осуществляется бессрочно;
5) отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.
В настоящее время различают монархии абсолютные (неограниченные) и ограниченные. В абсолютных монархиях отсутствуют представительные учреждения народа, в них единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней). Они могут быть наследственными и выборными (непрямые, т.е. народ не участвует, например, Арабские Эмираты). В ограниченных - носителем суверенитета государства наряду с монархом выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.д.). Они бывают конституционными, парламентарными, дуалистическими и сословно-представительными. Последние распространены были в прошлом в Европе.
Республика как форма правления отличается следующими признаками:
• выборностью органов государственной власти;
• срочностью;
• коллегиальным характером;
• наличием выборного на определенный срок главы государства;
• зависимостью от избирателей (производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа);
• юридической ответственностью главы государства.
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства-полисы - Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово- промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.
Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Назад | Содержание | Вперед |