Обоснование выбора направлений и мер политики по стимулированию рождаемости

Архангельский В.Н.
(Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)

  Эффективность демографической политики, направленной на повышение рождаемости во многом будет зависеть от того, насколько выбранные направления и меры будут адекватны характеру детерминации рождаемости, т.е. действительно будут направлены на устранение или смягчение причин, порождающих низкий уровень рождаемости, приводящий, как это имеет место сейчас в России, к депопуляции. В связи с этим одной из важнейших задач демографических исследований является выявление механизмов детерминации репродуктивного поведения и, следовательно, рождаемости. В частности, речь идет об определении того, в какой степени, на число детей в семье влияет потребность в детях, а в какой - условия ее реализации.
  Одним из подходов к решению этого вопроса является анализ влияния оценки уровня жизни (целесообразно, прежде всего, учитывать именно субъективную оценку уровня жизни, а не какие-либо его объективные характеристики, как, например, среднедушевой доход, так как люди в своем поведении, видимо, учитывают именно свое восприятие уровня жизни, которое зависит как от доходов, имущественной обеспеченности, так и от того, насколько значимо для них материальное благополучие, каков уровень их притязаний) на то число детей, которое семья, человек собирается иметь, в группах дифференцированных по величине потребности в детях (с определенной долей условности в качестве ее индикатора можно использовать желаемое число детей).
  Вообще представляется методологически неверным анализировать различия в ожидаемом числе детей в зависимости от оценки уровня жизни (как, впрочем, и любого социально-экономического фактора) в целом по всей совокупности респондентов, не дифференцируя их по уровню потребности в детях. При этом фактически, игнорируются различия в потребности в детях, и связь уровня жизни с ожидаемым числом детей рассматривается, по сути дела, с позиций "концепции помех". Связь может получиться прямой или обратной во многом в зависимости от того, каков в данном исследовании характер связи между оценкой уровня жизни и величиной потребности в детях.
  Обратимся к результатам социолого-демографического исследования, проведенного в Новгородской области в 2003 г.

Таблица 1. Среднее ожидаемое число детей у состоящих в браке респондентов в зависимости от оценки уровня жизни семьи и желаемого числа детей (Новгородская область, 2003)

   В группах, однородных по желаемому числу детей (за исключением мужей с желаемым числом детей, равным 3 и более), скорее можно говорить о прямой (хотя и слабой) связи оценки уровня жизни и ожидаемого числа детей. Схожие результаты получены и по данным исследования, проведенного в 2004 г. в Москве (в ходе этого исследования опрашивались только женщины).

Таблица 2. Среднее ожидаемое число детей в зависимости от оценки уровня жизни и желаемого числа детей (Москва, 2004)

 

Однако, с точки зрения выявления характера детерминации репродуктивного поведения, важно обратить внимание на другой аспект взаимосвязи оценки уровня жизни, желаемого и ожидаемого чисел детей. Различия в среднем ожидаемом числе детей в группах, однородных по оценке уровня жизни, в зависимости от желаемого числа детей значительно больше, чем в группах, однородных по желаемому числу детей, в зависимости от оценки уровня жизни. Следовательно, установка детно- сти в существенно большей степени зависит от потребности в детях, чем от восприятия уровня жизни, как условия ее реализации.
  Другим способом изучения влияния условий жизни на репродуктивное поведение служит выявление мнений людей о том, что им мешает иметь большее число детей. Такого рода вопрос традиционен для со- циолого-демографических исследований рождаемости. Однако очень часто "исследователи" слишком упрощенно трактуют ответы респондентов на соответствующий вопрос, полагая, что именно указанные обстоятельства и являются подлинными причинами ограничения числа детей в семье. Исходя из этого, они делают выводы, что если устранить или хотя бы смягчить те помехи, на которые указывают респонденты, рождаемость повысится, и что именно на этом следует акцентировать внимание при разработке и проведении демографической политики.
  Анализируя ответы респондентов об условиях, препятствующих реализации потребности в детях, важно понимать, что стоит за ними на самом деле. Иначе велика вероятность сделать искаженные выводы, подготовить неверные рекомендации по разработке демографической политики. В ответах об этих условиях могут проявляться:
  - реально негативно воспринимаемые условия жизнедеятельности;
  - конкуренция потребностей, при которой потребность в детях уступает по значимости иным, полноценным удовлетворением которых индивид не готов пожертвовать ради удовлетворения потребности в детях;
  - желание вместо подлинных указать социально одобряемые, с точки зрения индивида, помехи, рационально объяснить свое репродуктивное поведение посредством указания на социально приемлемые обстоятельства.
  Чаще всего новгородские женщины ссылались на то, что иметь желаемое число детей им мешают материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне.

Таблица 3. Оценка замужними женщинами помех к рождению желаемого числа детей (в %; Новгородская область, 2003)

   Попробуем оценить, в какой степени в этих ответах проявляются реально негативно воспринимаемые условия жизнедеятельности, а в какой
  - конкуренция потребностей, при которой потребность в детях уступает по значимости иным, полноценным удовлетворением которых индивид не готов пожертвовать ради удовлетворения потребности в детях.

Таблица 4. Оценка уровня жизни и соотношение значимости материального благополучия и наличия троих детей при разной оценке материальных трудностей как помехи к рождению желаемого числа детей, равного 3, у замужних женщин (Новгородская область, 2003)

   У респонденток с желаемым числом детей, равным 3, при оценке материальных трудностей как очень мешающих иметь желаемое число детей ценность материального благополучия превышает ценность наличия троих детей на 1,71 балла, как мешающих - 1,37 балла, как не мешающих - 0,51 балла. Различия по последнему показателю в группах с разной степенью восприятия материальных трудностей как помехи к рождению желаемого числа детей существенно больше, чем по оценке уровня жизни.

Таблица 5. Оценка жилищных условий и соотношение значимости хороших жилищных условий и наличия двоих детей при разной оценке жилищных трудностей как помехи к рождению желаемого числа детей, равного 2, у замужних женщин (Новгородская область, 2003)

   При желаемом числе детей, равном 2, в группе с оценкой жилищных трудностей как очень мешающих, ценность хороших жилищных условий намного превышает ценность наличия двоих детей. В группах с оценкой этих трудностей как мешающих и не мешающих разрыв в значимости этих ценностей существенно меньше. В то же время, разница между тремя категориями респонденток по оценке жилищных условий здесь тоже весьма велика.
  Таким образом, восприятие людьми тех или иных условий жизнедеятельности как помех к рождению желаемого числа детей зависит не только от объективной характеристики этих условий и субъективного их восприятия, но и от того, насколько они важнее для человека по сравнению с наличием желаемого числа детей, т.е. от конкуренции потребностей. Следовательно, меры демографической политики, только или преимущественно ориентированные на устранение помех к рождению детей, не дадут желаемого эффекта без изменения всей системы ценностных ориентаций, повышения в ней ценности семьи и детей.
  Результаты исследований показывают, что определяющим фактором в детерминации репродуктивного поведения является потребность в детях, которая, в свою очередь, зависит от ценностных ориентаций и социальных норм. Условия жизни, в основном, определяют возможность реализации этой потребности. Причем само их восприятие в свою очередь также во многом зависит от ценностных ориентаций, системы потребностей.
  В связи с этим и политика по стимулированию рождаемости, чтобы быть эффективной, должна быть ориентирована не только на создание семьям условий для реализации имеющейся потребности в детях, но и на усиление самой этой потребности.
  Эта точка зрения подтверждается и ответами респондентов. В двух социолого-демографических опросах (Великий Новгород, 19961997 гг.; Москва, 2004 г.) в одном из вопросов респондентам предлагалось выбрать одно из трех суждений, отражающих возможную политику государства в отношении воздействия на рождаемость, с которым они согласны в наибольшей степени.
  В Великом Новгороде в 1996-1997 гг. 56,0% мужчин и 48,9% женщин отдали предпочтение мнению, что если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав, естественно, и необходимые условия для этого. 27,7% женщин и 24,0% мужчин полагали, что государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она хочет, не пытаясь повлиять на ее желание иметь большее число детей. Наконец, на желательность полного невмешательства государства в репродуктивное поведение семьи - государство никак не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей - указали 23,4% респонденток и 20,0% респондентов.
  Большинство (56,2%) москвичек в 2004 г. также чаще всего отмечали, что если детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав и необходимые условия для этого. Почти столь же часто, как и новгородки, москвички (27,5%) соглашались с мнением, что государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она хочет, не пытаясь влиять на ее желание иметь большее число детей. 16,3% респонденток полагали, что государство никак не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей.
  Таким образом, большинство респондентов в этих двух опросах считали, что нужно не просто создавать условия для рождения и воспитания желаемого числа детей, а пытаться заинтересовать семьи иметь больше детей.
  Среди части специалистов существует иное мнение по этому поводу. Оно, по сути дела, сводится к тому, что следует ориентироваться лишь на создание условий, обеспечивающих семьям возможность иметь то число детей, которое они хотят. Представляется, что такая ориентация не может выступать в качестве цели демографической политики (но должна быть одной из ее задач), ибо при этом отсутствует какое-либо упоминание о числе детей в семье, а цель демографической политики, исходя из самого предмета демографии, не может не быть связана с определенным режимом воспроизводства, имеющим, в первую очередь, количественную характеристику.
  Повышение уровня жизни семей, оказание им большей помощи, т.е. создание благоприятных условий для того, чтобы они имели столько детей, сколько хотят, приведет в основном только к изменению соотношения между однодетными и двухдетными семьями в пользу последних. Доля семей с 3 и более детьми увеличится при этом крайне незначительно. Этого недостаточно для того, чтобы выйти из состояния депопуляции, поскольку при этом не происходит переход от малодетности к среднедетности. Необходимо изменение социальных норм детности, формирование доминирующих норм среднедетности.
  Эту точку зрения часто трактуют, как попытку заставить семьи иметь больше детей, чем хотят родители. На самом деле, нормы средне- детности “заставляли бы” людей иметь 3-4 детей ничуть не в большей степени, чем нынешние нормы малодетности “заставляют” иметь 1-2 детей. Это действительно может восприниматься как попытка внешнего давления. Но это происходит только из-за того, что мы говорим о сред- недетности, оставаясь в рамках малодетного сознания, малодетного образа жизни. Если бы речь шла о малодетности в условиях преобладания норм среднедетности, то вместо нынешнего воспринимаемого в штыки варианта “иметь 3-4 детей”, видимо, было бы такое же восприятие варианта “ограничиться 1-2 детьми”.
  Нормы детности, репродуктивные ориентации, потребность в детях являются неотъемлемой составной частью ценностных ориентаций, системы потребностей. Эти нормы не изменятся без смены всего образа жизни. Нормы среднедетности в нашем обществе практически утрачены, что связано с изменением социально-экономических условий жизни, культуры, отношения к религии и др. Новое общество предполагает, видимо, невозможность возрождения норм среднедетности в их прежнем виде, с прежней детерминацией. Эти нормы необходимо, по сути дела, создавать заново. Смена господствующих норм детности возможна, видимо, только при изменении образа жизни, культуры, характера цивилизации.
  Распространено мнение, что существенно (до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения) повысить рождаемость невозможно. При этом ссылаются на опыт других стран, где проводилась активная демографическая политика, но серьезно изменить ситуацию с рождаемостью не удалось. Теми методами, которыми пытались до сих пор решить эту проблему, сделать это действительно невозможно. Однако это не свидетельствует о том, что ее решение невозможно никакими способами вообще. Ничего другого кроме пособий, льгот, оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком и т.п., по сути дела, для этого не предпринималось. Утверждение о том, что переход к среднедетности невозможен, представляется преждевременным, теоретически необоснованным и не апробированным на практике.
  При разработке и осуществлении мер демографической политики важно предварительно оценить их эффективность. Представляется, что о сравнительном возможном эффекте тех или иных мер, направленных на повышение рождаемости, на стадии их обоснования и разработки можно косвенно судить на основе результатов социолого-демографических опросов.
  Среди мер, которые, по мнению респондентов, в случае реализации могли бы повлиять на их решение иметь большее число детей, чаще всего упоминались кредиты на покупку или строительство жилья с разными схемами его погашения при рождении детей. Можно предположить, что эти меры оказались бы наиболее эффективными с точки зрения повышения рождаемости. Конечно, не следует ориентироваться на то, что в случае их реализации именно то число респондентов, которое отметило их возможное воздействие на репродуктивное поведение, или близкое к нему будет иметь большее число детей. Речь может идти только о том, что эти меры, вероятно, окажутся эффективнее других.

Таблица 6. Мнение замужних женщин о возможности влияния реализации некоторых мер помощи семьям с детьми на их решение иметь большее число детей (в %; Новгородская область, 2003)

  Как Вы думаете, могли бы повлиять на Ваше решение иметь большее число детей, следующие возможные меры помощи семьям с детьми? да нет трудно сказать
  Выплата пособия при рождении каждого ребенка в размере 5 прожиточных минимумов 40,4 29,1 30,5
  Выплата пособия при рождении 1-го ребенка в размере 3 прожиточных минимумов, 2-го - 5, 3-го - 10, 4-го - 15 и т.д. 32,6 30,7 36,6
  Предоставление оплачиваемого в размере прожиточного минимума отпуска по уходу за ребенком до достижения им 7 лет 38,8 28,8 32,3
  Выплата ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в размере 1/4 прожиточного минимума 37,9 28,1 34,0
  Выплата ежемесячного пособия на 1-го ребенка в возрасте до 16 лет в размере 1/8 прожиточного минимума, на 2-го - 1/4, на 3-го - 1/2, на 4-го - 3/4, на 5-го и последующих - в размере прожиточного минимума 22,2 35,6 42,2
  Выплата пособия в размере разницы между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом всем семьям с несовершеннолетними детьми, где трудоспособные члены семьи работают, учатся или официально зарегистрированы как безработные 21,7 32,9 45,4
  Сокращение рабочего дня или числа рабочих дней в неделе без уменьшения заработной платы женщинам с 3 и более несовершеннолетними детьми 38,8 27,3 33,9
  Предоставление кредита на покупку или строительство жилья при условии его погашения в размере 20% при рождении 1-го ребенка, 30% - 2-го и 50% - при рождении 3го 43,9 24,4 31,7
  Предоставление кредита на покупку или строительство жилья при условии его погашения в размере 50% при рождении 2-го ребенка и 50% - при рождении 3-го 46,8 23,8 29,5
  Увеличение до размеров прожиточного минимума ребенка части доходов родителей, освобождаемой от уплаты подоходного налога 38,4 24,4 37,2
   Меры социально-экономического характера, имеющие своей целью стимулирование рождаемости, должны быть существенно дифференцированы в зависимости от числа детей, от очередности рождения(важно в наибольшей степени стимулировать рождение вторых и, особенно, третьих детей, тогда как поддержка однодетных семей может быть минимальной). Только в этом случае от них можно ожидать хоть какого-нибудь результата в отношении влияния на желание иметь большее число детей. Хотя вряд ли этот результат будет более или менее значительным, если будут реализовываться только социальноэкономические меры по повышению рождаемости.
  Наряду с экономическими мерами демографической политики, направленной на повышение рождаемости, нужны меры идеологического, пропагандистского характера.

Таблица 7. Мнение состоящих в браке респондентов о возможности влияния информированности о некоторых последствиях массового распространения однодетности на намерение людей иметь большее число детей (в %; Новгородская область, 2003)

   Позитивное влияние на намерение людей иметь большее число детей респонденты чаще всего связывают с информированностью о том, что при массовом распространении малодетности больше родителей останутся в старости одинокими, потеряв единственного ребенка, или он будет жить далеко от них, а также о том, что, не имея родных братьев, сестер, люди будут чувствовать себя одинокими. Таким образом, доминирующим является мотив одиночества.
  Представляется, что формирование общественного сознания в отношении того, что однодетность может приводить к одиночеству в будущем как родителей, так и взрослых детей, может стать важной пропагандистской составной частью политики по стимулированию рождаемости.

Назад Содержание Вперед