Представления студенческой молодежи о семейной жизни и роль государства в подготовке молодежи к браку
Р. И. Бравина
(Институт социальных проблем труда Академии Наук Республики Cаха (Якутия), Якутск)
А.С. Барашкова
(Институт региональной экономики Академии Наук Республики Cаха (Якутия), Якутск)
Сложный период перехода к рыночной экономике Республика Саха (Якутия), пожалуй, преодолела менее болезненно, чем другие регионы Российской Федерации. Этому в немалой степени способствовали меры семейной политики, реализуемой усилиями государства, общества и самих семей. С момента принятия Концепции семейной политики разработана и внедряется вторая по счету целевая президентская программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия)» на 2003-2006 годы, направленная на дальнейшее укрепление семьи, семейного образа жизни. Сохранение стратегических задач программы, по-видимому, продиктовано уменьшением прочности брачно-семейных отношений, ослаблением роли семьи в социализации молодого поколения.
Тенденция нарушения традиционных ценностей и смещения ориентации с семьи на сознательное одиночество особенно четко прослеживается у современной молодежи, которая находится в процессе социального самоопределения. Молодое поколение в силу естественных причин не только активно «включается» в воспроизводственный процесс, но и быстрее и легче усваивает иные образцы, ценности, нормы и поведенческие модели. От степени подготовленности к браку, к семейной жизни молодежи, превалирующих установок в области деторождения, зависят не только будущий демографический потенциал семьи, но и условия ее жизнедеятельности.
В этих условиях расширяются функции государственных органов в подготовке молодежи к браку через адекватное формирование представлений студенческой о семье и браке. Г осударство, заинтересованное в модели семейного образа жизни молодого населения, в определенной детности призвано создавать условия для экономического благополучия семей, воспринимаемых семьями как удовлетворенность семейной жизнью. Собственно мнения молодежи о семейном образе жизни также могут составить предмет рассмотрения. Доклад подготовлен на основе результатов НИР Института социальных проблем труда АН РС(Я) «Мониторинг социально-трудовой сферы», 2003, 2004 годы) и Института региональной экономики АН РС(Я) («Социально-экономическое положение молодых семей», 2003).
Образ жизни, как известно, - это не только условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, но и уровень, стиль жизни, определенная система ценностей , в которой семье отводится определенное место. В иерархии ценностей старшего и молодого поколений отражено их восприятие реальных жизненных ситуаций, преломленное жизненным опытом, образованием, культурой, восприимчивостью стереотипов «навязываемой» культуры, сферой занятости, сложившимися обычаями и традициями, а также условиями быта и другими факторами.
Анализ ответов показал, что лишь с возрастом повышается значимость семьи. Так, для студентов младших курсов и учащихся ЯФЭК важны такие ценности, как наличие и общение с друзьями, уверенность в себе, интересная работа. Последующие места занимают: здоровье, семья, материально обеспеченная жизнь, удовольствия, любовь, свобода как независимость в поступках и действиях, общая хорошая обстановка в стране, познание и творчество. Для старшекурсников ВУЗов ядро ценностей составляют: здоровье, счастливая семейная жизнь и наличие друзей. Интересная работа, любовь, уверенность в себе, материальная обеспеченность, стабильная обстановка в стране, свобода как независимость в поступках и действиях, познание, удовольствия и творчество также не исключены.
По структуре семьи почти половина студентов высказалась за расширенный тип семьи, когда семья состоит не только из родителей и детей, но и других родственников, даже друзей. Такое представление в современных условиях несколько неожиданно, хотя совместное проживание нескольких семей - «дюккачество», притом не обязательно родственных, не было чем-то исключительным для якутов. В старину эта форма диктовалась природными и экономическими условиями, облегчала ведение хозяйства. Позже - сохранялась как дань уважения традициям народа. Ныне вновь возрастает ценность родства, при этом семьи стараются объединяться с родственниками разной степени родства, создавая семейные кланы, правда, не обязательно проживающими совместно. Опрошенные студенты в большинстве случаев - выходцы из улусов, этим, на наш взгляд, объясняется столь пристальное внимание родственным связям. Перенос сельского стереотипа организации семейной жизни, действительно общий низкий уровень жизни на селе, проблемы, с которыми сталкивается сельское домохозяйство (жилищные, материальные, отсутствие работы, социальные и другие) сказались на ответах по данному вопросу. В то же время почти каждый четвертый опрошенный склонен считать идеальной моделью нуклеарный тип семьи, который «устраивает» его с точки зрения создания теплой интимной среды обитания для супругов.
В ходе исследования также рассматривались мнения респондентов о статусе главы семьи, ролевых обязанностях супругов. Примерно 1/5 респондентов склонны придерживаться патриархатного стиля отношений в семье, т.е. признается безусловное главенство мужчины. Остальные высказали мнение, что им импонирует эгалитарный тип отношений, «ролевая симметрия». Почти 30% опрошенных придерживается мнения, что наиболее важной обязанностью главы семьи является материальное обеспечение семьи, которое по содержанию не обязательно идентично «принятию важных семейных решений».
Интересен тот факт, что ни одна девушка не высказала желания быть главой семьи, хотя в ходе группового интервью женщины (с оттенком горести) признавались в том, что им приходится выступать в роли главы семьи, впрочем, как и их матерям. Видимо, противоречия между желаемым и реальным типом отношений в родительской семье с точки зрения ребенка выступают причиной нежелания «переносить» стиль жизни родительской семьи в свою семью (до 40% опрошенных). При этом обнаружилось огромное различие сыновней и дочерней оценок. Сыновья - юноши в 3 раза лояльнее оценивают семейную жизнь своих родителей, чем дочери - девушки. Итак, молодые люди предпочитают видеть в качестве главы семьи мужчину, нежели женщину, что, видимо, связано с необходимостью повышения внимания к экономическим основам семьи. Примечательно, но значительная часть опрошенных (1/4 юношей и 1/5 девушек) ориентирована на ведение подсобного хозяйства в будущем, что опять-таки объясняется преобладанием в выборке выходцев из сельских районов Якутии, сохранивших стереотипы сельского уклада жизни.
Материалы обследований позволяют заметить, что возраст - не главный фактор, позволяющий человеку вступить в брак. Так, почти 40% студентов намерены вступить в брак, лишь достигнув экономической самостоятельности. Каждый пятый также считает, что семью можно создавать только после получения специальности, профессии, примерно такой же процент респондентов собираются создать семью лишь на почве настоящей любви, которую еще не встретили. Другие варианты ответов имеют морально-психологический оттенок: «когда поймут, что они готовы взять на себя ответственность за жизнь другого человека», «необходимо быть психологически и физически подготовленным к вступлению в брак» и т.д. В конечном счете, только 12,5% студентов самым подходящим временем для брака назвали студенчество. А в целом почти 1/3 студентов считают, что официальный брак необходим для полноценного воспитания детей. Отмечена также его роль как средства для профессиональных достижений, повышения социального статуса человека.
Молодежь выказывает достаточно лояльное отношение к гражданскому браку: порядка 30% полностью поддерживают свободный союз мужчины и женщины, скорее положительно к таким бракам относятся более 40% респондентов. Преимущества гражданского союза перед официальным браком им видятся в возможности: а) лучше узнать человека (33,3%), б) относительно спокойного разрыва отношений (26,7%), в) сохранения своей независимости (22,2%). Симптоматично, но резко отрицательное отношение к гражданскому браку встречается в редких случаях (менее 10%), а терпимое отношение к разводу с объяснением, что это - «личное дело каждого из супругов» - значительно чаще (более 2/3).
Среди причин конфликтов в семье преобладают причины, связанные с посягательством на личность: измены и ревность (более 20%), пьянство, его последствия (порядка 25%). Материальные трудности, по мнению почти каждого пятого респондента, и психологическая несовместимость характеров супругов (около 20%) также могут создать конфликтную ситуацию в семье. Остальные причины встречаются заметно реже. Однако участники опросов имеют представление, что к конфликтам в семье могут привести разногласия по поводу распределения семейных обязанностей, проблемы во взаимоотношениях с родителями, разногласия в вопросах воспитания и обучения детей, а также различия интеллектуального и культурного уровней супругов.
Достаточное внимание в ходе исследования было отведено вопросам, раскрывающим жизненные цели и желания, и отсюда - планы несемейных студентов. Выявилась практически прямая зависимость ближайших целей и желаний от насущных проблем респондентов; весьма последовательна и иерархия целей. Самая актуальная проблема для большинства опрошенных - материальная проблема, которую молодежь планирует решить самостоятельно. Завершение обучения, получение диплома, специальности обозначена как первоочередная цель для более половины несемейных опрошенных. Достижение первой цели позволит им перейти к осуществлению второй цели: созданию семьи, затем - рождению и воспитанию детей (третья цель). Далее следует группа долгосрочных целей, как общего характера («принести пользу людям»), так и достаточно индивидуального характера. Среди них: «завоевать уважение», «постоянно нравственно совершенствоваться», «достигнуть успехов в работе».
Хотя в иерархии ценностных представлений студентов семья занимает одно из достойных мест, массовые намерения молодежи сначала получить образование, овладеть специальностью, «встать на ноги» и только потом создать семью, в дальнейшем могут привести к осознанному одиночеству. Люди, длительное время предоставленные самим себе, становятся эгоистичными, заботятся лишь о собственных интересах, им потом труднее жертвовать своими интересами во имя семьи. При этом возрастает ценность отдельной личности, молодые люди особое значение придают ценностям социального успеха. 25% респондентов «оберегают» себя от возможной психологической травмы, связанной с браком, физиологическую, психологическую неподготовленность к браку чувствуют порядка 15% опрошенных. Причем, официальная регистрация брака в глазах современной молодежи - это явление, главным образом, юридическое и статусное.
К сожалению, оценка молодежью семейного примера родителей скорее негативная, нежели позитивная, что можно рассматривать, с одной стороны, как проявление юношеского максимализма к опыту старших, а с другой - как результат отсутствия эмоционально-нравственных контактов с родителями. Вызывают тревогу и ответы студентов по деятельности органов, осуществляющих семейную политику. Около 3/4 участников обследований отметили, что они «не очень хорошо знакомы» «не знают» или «не интересовались» мерами социально-экономической поддержки молодых семей, студенческой молодежи.
Итак, материальная проблема названа участниками обследований основным тормозом создания семьи. Решение этого вопроса связано с поиском работы, удачным трудоустройством, которому предшествует получение образования. За последние годы образование в Якутии, видимо, как и по России в целом, продолжает выступать фактором и последствием социальной дифференциации в обществе. К сожалению, получение действительно хорошего образования зависит не столько от личных способностей молодых людей, сколько от доходов их родителей, что подчеркивается и участниками опросов. В то же время, высшее образование, престиж которого остается очень высоким в Якутии, не является гарантией успешного трудоустройства. В последние годы неуклонно растет безработица среди выпускников высших учебных заведений, особенно с дипломами экономистов, юристов, педагогов, психологов. Среди зарегистрированных безработных доля молодежи ряд лет держится на уровне 40-45%.
На этом фоне наблюдается ужесточение требований работодателей к рабочей силе, что проявляется в селективном подходе при приеме на работу в зависимости от опыта, возраста, пола, семейного положения претендента. Экспресс-опрос работодателей ряда предприятий г. Якутска по качеству профессиональной подготовки работников, проведенный сотрудниками лаборатории мониторинга социально-трудовой сферы Института социальных проблем труда АН РС(Я) в 2003 г., выявил, что более 40% опрошенных работодателей не удовлетворены уровнем подготовки выпускников ВУЗов и ССУЗов республики среди уже работающих специалистов. По данным опроса руководителей улусных служб занятости населения (N - 35, по числу улусов), даже снижение притока дипломированных молодых специалистов на село не снимает остроту проблемы трудоустройства сельской молодежи. Эта проблема в 2003 г. стояла «очень остро» в девяти, «остро» - в 20-ти улусах республики.
Вышесказанное свидетельствует о рассогласованности действий государственной системы профессиональной подготовки кадров и служб, обеспечивающих рынок труда специалистами. В целях избежания перепроизводства специалистов одних профессий и не допущения дефицита других, целесообразно включение показателя трудоустройства выпускников в систему оценок деятельности учебного заведения. Для успешного конкурирования выпускников ВУЗов республики на рынке труда важно уже в процессе обучения формировать у студентов черты, адекватные конкурентной среде: работоспособности, ответственности, коммуникабельности, профессиональной гибкости, в целом адаптивности. Помимо активных форм содействия трудоустройству молодежи, необходимо продолжать политику квотирования рабочих мест для молодежи вне зависимости от формы собственности предприятия.
Дальнейшие усилия исследователей могут быть направлены на изучение изменяющихся мотивов создания семьи и труда, иерархию ценностей и приоритетов и, как результат этого - диапазон допустимых форм демографического и трудового поведения молодежи. Не исключена вероятность дальнейшего распространения осознанного одиночества, с последствиями которого придется столкнуться государству. Вопросы о степени соответствия структуры, форм и масштабов профессиональной подготовки семейной (несемейной) молодежи к изменяющимся условиям на региональном рынке труда также требуют дальнейшего исследования.
Назад | Содержание | Вперед |