5.1. Становление и развитие законодательной базы исполнения наказания в виде лишения свободы в 1917 - 1928 гг.
После февральской революции 1917г. Временное правительство осуществило ряд мер по гуманизации отбывания наказания в местах лишения свободы. Части осужденных, принимавшим участие в работах, связанных с военными нуждами и зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания розгами, наложения оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину. Лица, виновные в совершении правонарушения, не могли в дальнейшем переводиться в разряд «исправившихся».
Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в дореволюционный период. Многие известные ученые приняли советскую власть и работали в советских государственных учреждениях, внося в их организацию прогрессивные демократические начала организации исполнения наказания.
Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция 1918г, характерной особенностью которой является предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г., которые не были отменены революцией.
Временная инструкция определяла следующие места заключения: общие места заключения (тюрьмы); воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в основном для молодежи); испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями); тюремные больницы. Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы).
При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину, и лица, не желающие работать без основательных причин. В отношении первой категории применялись такие меры наказания, как: более суровый режим (лишение свиданий, переписки); меры изоляции (одиночное заключение, карцер до 14 дней); в исключительных случаях при частых рецидивах недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы).
В отношении заключенных, не желающих трудиться, предусматривались следующие меры: расходы на их содержание в местах лишения свободы заносились на лицевые счета, которые они обязаны были погасить, иначе не могли освободиться; если это не помогало, они переводились на уменьшенный паек; направлялись в изолятор (особую тюрьму) как не исправившиеся.
Временная инструкция предусматривала создание распределительных комиссий. Положение о распределительных комиссиях было принято 16 ноября 1918г, которое определяло виды места лишения свободы.
Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был Декрет СНК от 14 января 1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних». В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с ним, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних был перенесен на меры воспитательного и предупредительного характера. Вместе с тем проявлялась забота о том, чтобы правонарушители из числа молодежи (17 лет и старше), осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых исправительно-трудовых учреждениях.
25 ноября 1918г. было принято Постановление НКЮ «О досрочном освобождении». Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или революционного трибунала по подсудности освобождены до истечения срока наказания. Ходатайство возбуждалось самим осужденным, его близкими, или распределительной комиссией.
Особое место среди законодательных актов, регулирующих деятельность мест заключения в период гражданской войны, занимает Устав трудовых земледельческих колоний, утвержденный 12 августа 1919 года заместителем Наркома Юстиции П.И. Стучкой. Будучи итогом длительных поисков и разработок, он впервые в истории ИТУ в концентрированном виде вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания. Все заключенные делились на четыре разряда: испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.
В рассматриваемый период возросла политическая и уголовная преступность. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и с учетом развернувшейся гражданской войны и интервенции Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы лишь в 1919 г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ». В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время гражданской войны лица из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.
Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали Правила внутреннего распорядка в местах заключения, введенные циркуляром НКЮ в июле 1920 г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем «Положение об общих местах заключения РСФСР» 1920 г.
Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений, и было вызвано необходимостью установления определенных правил в порядке содержания заключенных, создании единообразного режима в местах заключения. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.
Согласно Положению все вновь поступившие в местах лишения свободы помещались в разряд испытуемых. Не поддающиеся исправлению осужденные переводились в штрафной разряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в разряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение - в образцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.
Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказаний: выговор наедине или в присутствии других осужденных; ограничение или лишение права пользоваться библиотекой; ограничение или лишение права переписки; ограничение или лишение права свиданий; ограничение права выписки или передачи; перевод на уменьшенный продовольственный паек (применялся за отказ от работы); карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и выводом на прогулку через два дня на третий; перевод в низший разряд; продление срока заключения. Кроме того, в случае упорного неповиновения заключенных или особой тяжести нарушения ими установленного режима коллегия мест заключения могла войти в Распределительную комиссию с представлением о переводе заключенного в особую (изоляционную) тюрьму.
В соответствии с Положением все заключенные подразделялись на 3 группы: лица, совершившие преступление не имеющие корыстного характера; лица, совершившие преступления в корыстных целях; рецидивисты первой и второй группы.
Коллегия НКЮ РСФСР 5 апреля 1922г. утвердила Положение о переходных исправительных домах, которые утверждались для заключенных, приговоренных на срок свыше 3 лет и переведенных в общих местах заключения в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которые прибыли в разряд и пробыли в нем (в разряде исправляющихся) не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.
Декрет СНК РСФСР от 21 марта 1921г. «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» сыграл определяющую роль в установлении института условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания.
С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации, в результате которой в 1924 г. был принят первый советский исправительнотрудовой кодекс.
Исправительно-трудовой кодекс 1924г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы, применение дисциплинарных мер воздействия. В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательнонастроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.
При переводе из одного разряда в другой различали 3 категории заключенных: 1) подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; 2) профессиональные преступники, а также лица, не принадлежащие к классу трудящихся; 3) все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям.
Исправительно-трудовой кодекс 1924г. закрепил следующую систему мест заключения: для применения мер социальной защиты исправительного характера; для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера; для применения мер защиты медицинского характера.
Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера по ИТК РСФСР 1924 г. составляли:
1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев;
2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев;
3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу;
4) изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики или переведенных в порядке дисциплинарного взыскания;
5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусвободный режим).
В систему учреждений медико-педагогического характера входили:
1) трудовые дома для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет;
2) трудовые дома для осужденных к лишению свободы правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.
Учреждения медицинского характера состояли из: колоний, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.
В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов, исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестьянам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классовочуждых элементов», социально-опасным преступникам, рецидивистам.
Назад | Содержание | Вперед |