5.2. Особенности правового регулирования деятельности мест лишения свободы в годы первых пятилеток и предвоенные годы (1929 -1940 гг.), в период войны и послевоенные годы (1941-1953 гг.)
С начала 30-х годов в исправительно-трудовых учреждениях системы НКЮ политико-воспитательные аппараты сосредоточили свое внимание на организации социалистического соревнования, ударничестве, культурномассовой работе, общеобразовательном и профессионально-техническом образовании. В ИТУ действуют товарищеские суды осужденных. К воспитательной работе с осужденными на общественных началах привлекались местные театры.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930г. находящиеся в ведении НКВД места заключения перешли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).
Временное положение о местах лишения свободы 1930г. закрепило следующую систему мест лишения свободы: изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии; больницы и учреждения для медицинской экспертизы; учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.
Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях». Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ. В руководстве лагеря отсутствовала коллегия. Бежавшие из лагеря подлежали самым суровым наказаниям. Так, за побег первый раз заключенному увеличивали срок первоначального заключения. За вторичный побег виновные предавались суду революционного трибунала, который имел право определить наказание вплоть до применения высшей меры наказания. Для предупреждения побегов закон предусматривал возможность круговой поруки. Осужденные систематически и злостно нарушающие режим содержания, направлялись в штрафные ИТК.
В 1931 г. было утверждено Временное положение о зачете рабочих дней заключенным, содержащимся в ИТЛ. Зачет, по первой категории труда устанавливая из расчета 4 дня срока за 3 дня работы, по второй - 5 дней срока за 4 дня работы. ИТУ были включены в народно-хозяйственный план. В 1933г. систему мест лишения свободы пополнили школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа.
1 августа 1933г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс. ИТК РСФСР 1933 г. устанавливал 5 видов мест лишения свободы: изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии (фабрично - заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗО индустриального и сельскохозяйственного типа).
Система деления заключенных на разряды и категории отменялась. Предусматривалось создание самодеятельных организаций осужденных, таких, как массово-производственные, культурно-массовые, санитарнобытовые, товарищеские суды. Существенным недостатком ИТК 1933г. явилось то, что он не регламентировал деятельность всех мест заключения, т.к. не распространялся на ИТЛ, не включал содержащихся в ИТК 1924г. норм, касающихся трудоустройства, оказания помощи освобождающимся.
Начиная с 30-х годов, в целях изоляции отрицательно настроенных заключенных и борьбы с внутрилагерной преступностью в ИТЛ, создавались штрафные изоляторы, злостные нарушители режима этапировались для дальнейшего отбывания на острова Северного Ледовитого океана.
Следует отметить, что нормы ИТК 1933г. несли на себе отпечаток временного отступления в осуществлении карательной политики от наиболее суровых репрессивных мер. Вместе с тем эта «передышка» носила кратковременный характер. С образованием общесоюзного НКВД и передачи ему в ведение ИТК фактически утратил свое назначение и силу.
Согласно Постановлению ЦИК и СНК от 27 октября 1934г., для руководства ИТУ в составе Главного управления ИТЛ, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР был образован отдел мест заключения. В 1934г. в связи с образованием НКВД СССР, все места лишения свободы были вновь переданы в его ведение.
Начиная с конца 1938г. происходит усиление изоляции заключенных в ИТЛ. Изолировались осужденные, судимые за бандитизм и разбой, водворявшиеся в ШИЗО, получившие 2-ую судимость в лагере, склонные к побегу, отказывающиеся от работы и систематически нарушающие требования режима.
15 июля 1939 г. Приказом НКВД СССР «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» в целях максимального использования рабочей силы, заключенных на строительстве и производстве была отменена система досрочного освобождения заключенных.
С началом войны перед НКВД СССР стала задача перестройки лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. В 1941 г. из мест лишения свободы было освобождено 480 тысяч осужденных с направлением в действующую армию и 200 тысяч освобождено и направлено для выполнения оборонных работ. В феврале 1942г. было введена в действие инструкция, регулирующая порядок содержания осужденных в годы войны. Она определяла применение оружия без предупреждения при нападении на работников мест заключения или охрану, при отказе приступить к работе после двукратного предупреждения.
В 1953г. произошло особо значимое событие для мест лишения свободы в связи с массовым освобождением осужденных за уголовные преступления по амнистии. При подготовке амнистии не были предусмотрены меры по реализации отрицательных последствий свойственных любой амнистии. Часто освобождаемые не имели места жительства, потеряли социальные связи с родственниками. Не прорабатывались и вопросы трудового и бытового устройства освобождаемых. Таким образом, значительная часть осужденных оказалась неподготовленной к жизни на свободе, и не найдя помощи от государства в решении социально-бытовых вопросов снова встала на путь совершения преступлений.
Назад | Содержание | Вперед |