СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

  ФРАНЦИЯ является одним из самых мощных и развитых государств Европы. Она играла важнейшую роль в европейском поствестфальском балансе сил, а после окончания Второй мировой войны входит в первую пятерку мировых лидеров. Франция была первой европейской державой, осуществившей буржуазную революция и выбравшей республиканскую форму политического устройства. Именно во Франции родилось и прижилось понятие «нация» как политическое объединение граждан государства. Франция через своих политиков Ж. Делора, П. де Буасье, В.Ж. д’Эстена много сделала для европейской интеграции. Она же, через своих граждан, проголосовавших на общенациональном референдуме против Евроконституции, стала барьером на ее пути.
  Французские претензии на мировое первенство с XIX века опираются не столько на экономическую мощь, военную силу или непосредственное политическое влияние, сколько на культурное лидерство. Французская культура (начиная с эпохи Просвещения) находится в авангарде формирования «проекта Модерна», формируя как его концептуальную программу, так и стиль современной европейской культуры.
  В качестве суверенного национального государства Франция выжила в горниле острейших международных конфликтов и внутренних раздоров. О высокой внутренней устойчивости французского национального государства говорит, например, то, что оно успешно выдержало внутренние испытания глубочайшими кризисами и революциями, сопровождающимися высокой степенью насилия и дестабилизации (1789-1799, 1830, 1848 гг.), а также угрозами гражданской войны (1870-1871, 1958 гг.). Франция также успешно преодолела кризисы, вызванные международными событиями (поражения в войнах, насильственное отделение территорий, распад одной из самых крупных колониальных систем).
  В то же время Франция имеет устойчивую репутацию страны, для которой характерны острые внутренние противоречия, глубокие социальные и идеологические конфликты, перманентная политическая нестабильность. Даже в настоящее время забастовки, демонстрации, народные протесты и публичные скандалы являются существенным фоном французской политической жизни. В то время как США имели за 200 лет своего существования лишь одну конституцию с 26 поправками, Франция, начиная с Великой Французской революции 1789 г., пережила 3 монархии, 2 империи, 5 республик, приняв 15 сменяющих друг друга конституций.
  Эти два элемента - историческая длительность политико-государственного развития и его перманентная нестабильность - определяют главную специфическую особенность французского политического процесса, который, по мнению многих политологов и историков, постепенно преодолевает свою нестабильность, особенно в социально-политической системе «Пятой республики», чье рождение связано с преодолением угрозы гражданской войны, вызванной политической нестабильностью «Четвертой республики», которая нашла возможность предотвратить угрозу радикализации политического процесса в 1968 году. Однако неурегулированность корсиканского вопроса, рост числа голосов, отданных за ультраправые и ультралевые политические силы, замедление темпов экономического роста, массовые беспорядки на этно-конфессиональной почве в 2004-2005 гг., активизация молодежного экстремизма и студенческие волнения 2006 г. говорят о серьезном кризисе, поразившем эту систему. К тому же социально-политическая система Пятой республики с ее французским вариантом государства всеобщего благосостояния, этатизмом и унитаризмом вступает в определенные противоречия с задачами организации общеевропейского политического, социально-экономического и правового пространства.
  Особенностям социально-политической Франции «Пятой республики» и посвящена данная глава нашего учебного пособия.

Назад Содержание Вперед