3.3. Воспитание в педагогическом процессе

  Воспитывающее обучение (введено в педагогику немецким философом, психологом и педагогом И.Ф.Гербартом) - обучение при котором достигается органичная связь между приобретением обучающимися знаний, умений и навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемой содержательной учебной информации.
  Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная педагогическая проблема. Воспитание выступает как сознательная специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности. На результативность воспитания оказывают влияние следующие взаимосвязанные факторы: производительные силы; экономический базис; язык и культура; формы общественного сознания (политика, мораль и нравственность, право, наука, искусство и религия).
  В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитывающей функций. Для развития обучающегося, вовлеченного в педагогический процесс, характерно взаимодействие между педагогическими условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них. Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования, как педагогической модели социального заказа учебного заведения, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения.
  Связь воспитания и обучения с точки зрения организации педагогической деятельности определяется тем, что в воспитании главное - приобретение воспитанниками личного жизненного опыта.
  Разрабатывая в 70-80-х годах понятие целостного педагогического процесса, Ю.К. Бабанский и В. А. Сластенин сформулировали обобщенную систему его принципов как конкретизацию идеи единства воспитания и обучения: целенаправленность педагогического процесса; связь школы с жизнью; научность содержания обучения и воспитания; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность и творчество обучающихся; связь обучения и воспитания с общественно полезным и производительным трудом; наглядность; коллективный характер обучения и воспитания; прочность, сознательность и действенность результатов образования, развития и воспитания; комплексный подход к воспитанию и др.
  Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия педагога и обучающихся позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека и индивидуальной помощи обучающимся. К ним относятся: 1) принцип природосообразности воспитания; 2) принцип культуросообразности воспитания; 3) принцип центрации воспитания на развитие личности; 4) принцип дополнительного воспитания - способ описания при анализе альтернативных и противоречивых ситуаций [3, 190-191].

Назад Содержание Вперед