Педагогика высшей школы (Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г.)

  Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.

  Учебное пособие содержит описание основных категорий педагогики, структуры и компонентов педагогического процесса и управления им, методов, средств и организационных форм обучения. Кратко излагаются вопросы семьи как субъекта педагогического взаимодействия и аспекты управления образовательными системами.
  Пособие адресовано студентам и преподавателям непрофильных профессиональных высших учебных заведений, аспирантам, соискателям и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, и всем тем, кто интересуется педагогикой.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Объект, предмет и задачи педагогики
1.1. Происхождение педагогики как науки
1.2. Основные категории педагогики
1.3. Отрасли педагогики и её связь с другими науками
1.4. Содержание и структура педагогического исследования
1.5. Методы педагогического исследования
1.6. История развития педагогической науки
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 2. Образование в современном мире
2.1. Образование в общеметодологическом и общекультурном мире
2.2. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда
2.3. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
2.4. Система образования в России
2.5. Информационное образовательное пространство и дистанционное образование
2.6. Мировая тенденция развития образования
Вопросы для самоконтроля
Литература
Раздел II. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Тема 3. Педагогический процесс как форма образования
3.1. Общая характеристика целостного педагогического процесса
3.2. Движущие силы и закономерности педагогического процесса
3.3. Воспитание в педагогическом процессе
3.4. Основные компоненты педагогического процесса
3.5. Система показателей качества и эффективности педагогического процесса
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 4. Цели и принципы педагогического процесса
4.1. Понятие цели, общие цели воспитания и образования
4.2. Иерархия целей воспитания и образования
4.3. Таксономия целей обучения
4.4. Принципы педагогического процесса
4.5. Построение многоуровневой системы принципов педагогического процесса
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 5. Содержание образования
5.1. Требования к формированию содержания образования
5.2. Конкретизация содержания образования в учебной литературе
5.3. Средства информатизации и содержание образования
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 6. Методы, средства и организационные формы педагогического процесса
6.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса
6.2. Классификация методов обучения
6.3. Средства педагогического процесса, их классификация
6.4. Организационные формы педагогического процесса, их классификация
Вопросы для самоконтроля
Литература
Раздел III. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Тема 7. Дидактика - единая теория преподавания-учения
7.1. Объект, предмет и задачи дидактики
7.2. Структура процесса обучения
7.3. Педагогические ситуации и педагогические задачи
7.4. Компоненты педагогической деятельности
7.5. Профессионализм деятельности и мастерство педагога
7.6. Педагогическая культура педагога
7.7. Инновационная деятельность педагога
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 8. Моделирование процесса обучения
8.1. Системное описание процесса обучения
8.2. Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся
8.3. Статическая и динамическая составляющая модели учения
8.4. Индивидуальный стиль учебной деятельности
8.5. Модель преподавания
8.6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
8.7. Дистанционное обучение
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 9. Основы педагогического контроля
9.1. Контроль в обучении
9.2. Функции и виды педагогического контроля
9.3. Методы и формы контроля
9.4. Рейтинговый контроль при модульном обучении
9.5. Неуспеваемость обучающихся
9.6. Педагогические измерения
9.7. Моделирование педагогического теста
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 10. Организация самостоятельной работы обучающихся
10.1. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды. Уровни самостоятельной работы
10.2. Функции самостоятельной учебной работы обучающихся
10.3. Условия успешности самостоятельной учебной работы
10.4. Индивидуализация и активизация самостоятельной учебной работы
10.5. Самообразование в процессе обучения
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 11. Организация научно-исследовательской и экспериментальной работы в образовательном учреждении
11.1. Планирование и организация научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении
11.2. Научно-исследовательская работа педагога
11.3. Научно-исследовательская работа обучающихся
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 12. Семья как субъект педагогического взаимодействия
12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи
12.2. Факторы, обусловливающие семейные нарушения
12.3. Тенденции современного семейного воспитания
12.4. Принципы и содержание семейного воспитания
12.5. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми
12.6. Причины неправильного родительского воспитания
Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 13. Управление образовательными системами
13.1. Вопросы теории управления образовательными системами. Принципы управления
13.2. Демократизация управления образовательными учреждениями
13.3. Планирование работы образовательного учреждения
13.4. Организация деятельности педагогического коллектива
13.5. Управление процессом развития образовательного учреждения
13.6. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными учреждениями
Вопросы для самоконтроля
Литература
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ГЛОССАРИЙ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ