1.5. Методы педагогического исследования
Конечная цель исследования - выявить (установить) закономерность. Её можно получить как постоянную и необходимую связь между явлениями. Для проведения изыскания применяются различные методы.
Под методами исследования в педагогике понимают приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и действительности. Иными словами это способы решения научно-исследовательских задач или способы познания объективной реальности.
Методы исследования определяются исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.
Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур.
Методы исследования делятся на две группы, основные (наблюдение и эксперимент) и вспомогательные (сбор материалов исследования и обработка полученных данных). Система методов представлена на рис.6.
Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаются педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Житейское ограничивается регистрацией фактов, носит случайный характер. Научноорганизованное предполагает гипотезу, цель, план, регистрацию и обработку результатов.
Рис 6. Методы исследования в педагогике
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых или процесс с целью создания наилучших условий для изучения конкретных педагогических явлений.
Лабораторный метод протекает в специально организованных условиях и по инструкции. Он может быть с использованием аппаратуры или без технических средств. Естественный метод происходит в естественных условиях с соблюдением всех его требований. Констатирующий эксперимент проводится на первоначальном этапе исследования и используется для получения данных как точки отсчета. Формирующий эксперимент означает такое развитие педагогического явления, в котором целенаправленно развиваются и формируются определенные качества, свойства, знания, умения и навыки. Контролирующий эксперимент проводится с целью установления педагогической полезности (целесообразность и эффективность) педагогического продукта.
Метод обобщенных независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех явлениях, которые получены от разных людей. Это могут быть эксперты.
Опрос-метод, предполагает ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование, когда вопросы представлены в печатном варианте, опросные листы, анкеты) и устным, когда устанавливается личный контакт с испытуемым.
Тестирование - метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия, выполняют задания исследователя (тесты успешности, тесты развития и др.).
Анализ документов и продуктов деятельности - метод непосредственного изучения педагогического явления по практическим результатам испытуемых, предметам труда, в которых воплощены знания, умения, навыки, способности и пр.
Методы математической статистики используются для обработки результатов педагогического исследования.
Метод моделирования - замещение реального объекта для изучения возможного протекания процесса и явления, решения задач и др. Обычно используется современная компьютерная техника.
Любой метод имеет ограничения использования, достоинства и недостатки. Об этом можно прочитать в рекомендуемой литературе.
Выводы в педагогике по экспериментальной работе формулируются в обобщенной усредненной форме. Крайние отклонения отсекаются, спокойная массовидная тенденция занимает их место. Конечная цель исследования выявить (установить) закономерность протекания какого-то явления, процесса. Её можно определить как постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами.
Назад | Содержание | Вперед |