1.4. Содержание и структура педагогического исследования

  Проведение психолого-педагогических исследований требует знания семантики основных терминов и их взаимосвязи. К таким терминам относятся: методология, метод и методика исследования (рис. 4).
  Педагогическое исследование проходит ряд этапов. Опишем четыре основных.
  1. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования:
  а) на этом этапе выявляются, анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем. Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы исследования;

Рис. 4. Взаимосвязь методологии, методов и методики психолого-педагогического исследования

  б) определяется объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотезы (предположения, которые должны получить подтверждение в исследовании); ставятся задачи, вытекающие из гипотез; составляется стратегический (принципиальный) план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом этапе); выбирается система методов исследования (теоретические, эмпирические и статистические); составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
  2. Сбор фактических данных. С помощью выбранных методов и методик изучается педагогическое явление, обозначенное в теме, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие, вскрыть те составляющие, которые не лежат на поверхности (рис. 5)
  3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная предполагает:
  а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы;
  б) получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке.
  Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.
  4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явления в будущем.
  Все исследование, начиная с постановки проблемы, подчинено предполагаемым результатам. Исследователь констатирует наличие определенных свойств, особенностей, сторон педагогического явления, после решения всех обозначенных в исследовании задач. Делаются обобщающие выводы, заключения относительно закономерностей его проявления и функционирования. Формулируется, если это возможно, прогноз на будущее. Даются научно-обоснованные рекомендации по использованию полученных результатов другими педагогами и исследователями. Формулируются новые проблемы и задачи, нерешенные, но вытекающие из результатов исследования.

Рис. 5. Методы накопления экспериментальных данных

  Эта схема важна и при проектировании занятий, работе над курсовым проектом, дипломной работой; особенно для тех, кто интересуется исследовательской работой и собирается в аспирантуру.

Назад Содержание Вперед