1.3. Отрасли педагогики и её связь с другими науками
Педагогика - разветвленная система наук о воспитании. Зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как отрасли общей педагогики. Они определяются особенностями объекта воспитания и обучения: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д. Основные ветви древа педагогической науки представлены на рис. 2.
Педагогика высшей школы - сравнительно молодая отрасль. Она возникла в 60 - ые годы ХХ века.
На стыке точных наук и педагогики возникли новые перспективные отрасли - кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др.
Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного и интегративного подходов, данных наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.
Под инфраструктурой социальной системы понимают комплекс условий, обеспечивающих ее жизнедеятельность. К таким условиям относятся:
1. Правовые условия функционирования и развития педагогической науки (академическая, вузовская, отраслевая и частная).
2. Экономические условия развития науки. Они создаются благодаря нескольким факторам. Основными из них являются следующие: фонды науки в виде собственности на землю: недвижимость в форме зданий, сооружений транспорта, связи, техническое оборудование, промышленные средства производства специфической продукции и др. К числу факторов жизнеобеспечения науки относятся финансирование из госбюджета, региональных и местных бюджетов. В настоящее время педагогическая наука осваивает рынок научной продукции, информационно-педагогических услуг.
3. Кадровые условия представляют собой организацию постоянных, переменных, сменяющихся контингентов исследователей, работающих над долговременными и кратковременными научными темами.
4. Сеть научно-педагогических учреждений.
5. Управление педагогической наукой России осуществляется органами, которые созданы в соответствии с Уставом и положениями научных организаций.
6. Информационное обеспечение педагогической науки.
7. Связи педагогической науки с мировыми центрами наук об образовании.
Рис. 2. Система педагогических наук
Педагогика тесно связана со многими дисциплинами (рис. 3). Но наиболее тесно с психологией, физиологией, философией, социологией, медицинскими науками, демографией и др. Тесная связь педагогики проявляется с такими областями философии, как этика, которая дает представление о путях нравственного формирования человека, и эстетика, раскрывающая принципы ценностного отношения к миру.
Рис. 3. Связь педагогической науки с другими науками
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Связь педагогики и психологии самая тесная. Педагогика изучает как: происходит развитие личности при оказании на неё специально организованных и стихийных воздействий; организуется педагогический процесс, который должен помочь развитию личности в соответствии с потребностями общества. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Результаты психологических исследований, представленные в закономерностях возрастного развития личности, позволяют педагогу построить педагогический процесс, опираясь на знание индивидуально-типологических особенностей обучающегося.
В настоящее время в науке педагогике представлены следующие методологические программы:
1. Иррационально-эзотерические (вальдорфская школа - Рудольф Штейнер; религиозная педагогика - В. В. Розанов; экаистенциальная дидактика - E. Power).
2. Морализаторско-гуманистическая (педагогика сердца - Я. Корчак; педология - В.П. Кащенко, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, О. Хрисман и др.; френопедагогика - С. Френе; теория обучения «нового гуманизма» - Дж. Вильсон, Р. Кольберг и др.).
3. Рационально-прагматическая (школа диалога - В.С. Библер, М. Бубер; развивающее обучение - Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Б.Д. Эльконин и др.; прагматическая теория обучения - У. Джеймс, Д. Дьюи и др.; неопрагматическая теория обучения - А. Комба, А. Маслоу, К. Роджерс, Н.Элента и др.).
Назад | Содержание | Вперед |