11.3. Научно-исследовательская работа обучающихся

  Главная задача научного общества обучающихся (НОО) - дать им возможность развить свой интеллектуальный потенциал в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся, их склонностей, эрудиции и способностей. При этом существует главное правило участия в научно­исследовательской работе обучающихся - никакого принуждения и насилия над их личностью. Примерная структурная схема научного общества обучающихся показана на рис. 74.
  В образовательном учреждении разрабатывается устав научного общества обучающихся.
  Обучающимся участие в НОО предоставляет: возможность осознавать свою значимость как личности, свою принадлежность к большой науке; знакомиться с методами научной и творческой работы; развивать познавательный интерес, любознательность; возможность научиться пользоваться способам коммуникации со сверстниками и единомышленниками в процессе решения творческой задачи, например, проекта; принимать участие в научных экспериментах и исследованиях; получать навыки выступления на разного уровня конференциях о результатах своей научной работы; возможность умело привлекать для исследовательской работы современные средства информатизации.

Рис. 74. Структура научного общества обучающихся

  Основными целями научного общества обучающихся являются следующие:
  1. Повышение мотивации и поддержание познавательного интереса обучающихся к процессу воспитания, обучения и образования.
  1. Расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  2. Выявление наиболее одаренных обучающихся в разных областях знаний и развитие их творческих способностей.
  3. Активное включение обучающихся образовательного учреждения в процесс самообразования и саморазвития.
  4. Совершенствование умений и навыков самообразовательной деятельности обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
  6. Привитие первоначальных навыков к исследовательской (проектной) деятельности.
  К основным направлениям работы НОО можно отнести:
  1. Включение в научно-исследовательскую работу обучающихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Привитие навыков обучающимся работы с различными источниками информации, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной работы.
  4 Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами обучающихся.
  6. Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсных конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиада и др.
  8. Редактирование и издание ученических научных сборников.
  К работам, представленных обучающимися на конференцию, предъявляются следующие общие требования: они должны быть поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций, индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте.
  В научной работе должны быть: намечены пути решения поставленных задач; список литературы; титульный лист; тезисы и рецензия научного руководителя. Кроме того, работа печатается на стандартных листах.
  Обучающийся, получивший высокую оценку за результаты своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебной дисциплине (предмету), с которой связана тема его научной работы.
  Педагог - руководитель научной работы обучающегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение или другие социальные льготы.
  План научного общества обучающихся может включать следующие разделы: даты заседания Совета научного общества обучающихся; виды познавательно­коммуникативной работы с членами научного общества обучающихся; тематика научно­исследовательской работы; виды и результаты творческой деятельности, сроки выполнения работ. Примерные планы вышеназванных мероприятий приведены на рис. 75 и 76.

Рис. 75. Примерное планирование заседаний Совета научного общества обучающихся

Рис. 76. Познавательно-коммуникативная работа

  В рамках раздела «научно-исследовательская деятельность» проводят:
  - посещение различных видов научно-исследовательских институов, предприятий, научных учреждений;
  - встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;
  - посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;
  - встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы обучающиеся образовательного учреждения.
  В рамках раздела «творческая деятельность» осуществляются следующие мероприятия: подготовка каждой секции к определенному виду НИР; конкурсы знатоков науки или конкурсы интеллектуалов; викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Такая деятельность в НОО и работа в секциях позволяет сделать участие каждого обучающегося значимыми, стимулирующими мотивацию большого количества ребят к привлечению к научно-исследовательской и научно-экспериментальной работе.
  Основным документом работы НОО является план деятельности на учебный год. Он обычно состоит из следующих пунктов и разделов: название секции; список членов секции; руководитель секции; цель создания секции и её основные задачи; главные направления секции; формы работы секции (теоретические, практические, творческие занятия); итоговая работа (доклады, зашита рефератов, конкурсы, олимпиады, конференции и др.),
  План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании НОО. В каждой секции избираются органы управления. Это необходимо для того, чтобы занятия проходили с максимальным участием всех её членов. Организация работы обучающегося над научным изысканием может быть представлена следующими этапами:
  1. Ознакомление с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем подготовки осуществить выбор темы исследования.
  2. Обсуждение выбранной темы на заседании своей секции или индивидуально с руководителем, получение консультации о дальнейшей работе над ней.
  3. Изучение предложенной руководителем литературы или литературы, которую автор определил самостоятельно, пользуясь различными источниками, в том числе и сетью Интернет.
  4. На основе изучения литературных источников написать обзор состояния проблемы (анализ, мнения об изучаемой теме, перспектива ее разработки и т.д.).
  5. На основе изученного теоретического материала выполнить научно­исследовательскую или научно-экспериментальную часть работы.
  6. Оформление работы на основе ее содержания и подготовка небольшого (7-10 мин) выступления на итоговой конференции, семинаре и др.
  При выполнении научно-исследовательской или научно-экспериментальной работы обучающиеся самостоятельно или совместно с педагогом решают научную проблему, применяя необходимые знания из разных областей и личный опыт, чтобы получить реальный и ощутимый результат.
  Практика показывает, что привлечение обучающихся к научно-исследовательской или научно-экспериментальной работе позволяет прививать навыки обучающимся самостоятельно мыслить, находить и решать различные научные проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, формировать навыки организации самостоятельной работы и т.д.
  Участие обучающихся в изыскательской деятельности способствует: повышению личной уверенности обучающихся в своих интеллектуальных возможностях; восприятию себя как человека способного и компетентного; развитию у каждого обучающегося позитивного своего образа и других; формированию адекватной самооценки своих действий; приобретению обучающимися механизма критического мышления и умения искать путь решения поставленной задачи; развитию у обучающихся исследовательских умений выявления проблемы, сбора и анализа информации, осуществления наблюдения, построения гипотезы, обобщения и т. д.
  Приведем решение исследовательской проблемы на примере дисциплины математика (рис.77).

Рис. 77. Этапы изыскательской деятельности обучающихся

Рис. 78. Организационный аспект проведения изыскания

  При привлечении обучающихся к научно-исследовательской и научно­экспериментальной работе необходимо учитывать их возраст, индивидуально­типологические особенности и уровень подготовленности. Принятие во внимание этих качеств позволит определить методы, цели, задачи и вид конечного результата проведенного изыскания обучающимся (рис. 78).
  1. Лучше выбрать тему близкую, понятную.
  2. Помни: в любом близком и известном материале много неопознанного, необычного, странного.
  3. Изучи с помощью педагога, библиотекаря, старших товарищей литературу по теме, включая информацию из сети Интернет.
  4. Старайся работать над темой как можно чаще, лучше ежедневно хотя бы по одному часу.
  5. Знай, что изыскание состоит из плана, введения (одна десятая часть текста), основной части (четыре пятых) или восемь десятых частей текста), заключения, выводов и предложений (одна десятая часть текста), списка литературы и приложения.
  6. Введение начни с обоснования актуальности изыскания, его необходимости (докажи, что без изучения этой темы - «и не туды, и не сюды»).
  7. Затем определи, что нового по сравнению с другими ты хочешь продемонстрировать в эксперименте, доказать в сообщении или в докладе.
  8. Постарайся доказать, что проделанная тобой научная работа имеет практическую значимость (а может и теоретическую).
  9. Определи цель работы (чего ты хотел её добиться, к чему стремился) и задачи, например: собрать и изучить литературу; провести эксперимент или анкетный опрос; собрать архивные документы, материалы из жизни знаменитых ученых, учебного заведения и т. п.; сравнить полученные разнородные знания; написать научную работу с системой доказательств, выводов, предложений по избранной теме;
  10. Выдвинутую гипотезу, предложения о результатах исследования (если я правильно думаю, то должен получить следующие результаты).
  11. Обоснуй выбор методов, способов доказательств (почему именно с их помощью решил доказать свою правоту),
  12. Объясни, что на этом этапе исследования ты выяснил, а что предстоит дополнить и уточнить.
  Примечание:
  Пункты 6-12 - это введение, уложи его в 1 страницу (в крайнем случае 1,5), обозначь введение рымской цифрой «I.»
  13. Под римской большой цифрой «II» озаглавьте основную часть. Разбей ее на 3-4 параграфа (по 4-5 страницы на один параграф).
  14. . В заключительной части цифра римская большая »III» (заключение) подведи итоги, выводы по результатам исследования, сообщи (если это необходимо) о перспективных путях исследования по данной тематике.
  15. Напиши (лучше в алфавитном порядке) список использованной литературы.
  16. Оформи приложение к работе.

Вопросы на самопроверку

  1. Какие услуги наука может предложить образовательному учреждению?
  2. Назовите условия, обеспечивающие результативность проведения научно­исследовательской и научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.
  3. Какие задачи решает руководитель научно-исследовательской и научно­экспериментальной работы в образовательном учреждении?
  4. Назовите стратегии организации научно-исследовательской и научно­экспериментальной работы в образовательном учреждении.
  5. Какие мероприятия осуществляются в образовательном учреждении при проведении научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы?
  6. Каковы этапы планирования эксперимента?
  7. Какие пункты включает план эксперимента?
  8. Назовите компоненты программы исследования.
  9. Дайте характеристику компонентов, входящих в схему проведения научно­экспериментальной работы.
  10. Что включает в себя психолого-педагогическая готовность педагога к проведению научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы?
  11. Обязательно ли педагог-исследователь должен быть творческой личностью?
  13. Назовите главную задачу научного общества обучающихся.
  14. Что дает обучающимся участие в работе научного общества?
  15. Назовите основные направления работы научного общества обучающихся.
  16. Какие пункты входят в структуру плана научного общества обучающегося?
  17. Назовите основные этапы организации работы обучающегося над научным изысканием.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
  2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школ / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2001. - 48 с.
  4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атанов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 208 с.
  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - 3-е изд. допол. - М.: Дом педагогики, 1999.- 608 с.
  6. Егоров В.В. Организация и технология научного исследования / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий. - Новосибирск: ОАО «новосибирское книжное изд-во», 2006. - 426 с.
  7. Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики / В.В. Краевский // Сов. педагогика. - 1988. - N 7. - C.23-29.
  8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика,1981. - 186 с.
  9. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И. Н. Кузнецов. - Мн.: Амалфея, 1998. - 272 с.
  10. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы) / А.М. Новиков. - М., 1998. -136 с.
  11. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики. Учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. - 4-е изд. испр. и доп. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. - 160 с.
  12. Павлов И.П. Мозг и психика / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 320 с.
  13. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. - М.: Знание, 1987. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 1).
  14. Скалкова Я и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер с чешск./ Я. Скалкова. - М.: Педагогика, 1989. (Зарубежная школа и педагогика). - 224 с.
  15. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
  16. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. - СПб.: ООО, «Речь», 2001. - 350 с.
  17. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С. Черепанов. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.
  18. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания / В.А. Штофф. - Л.: ЛГУ, 1972. - 191 с.
  19. Ярошевский М.Г. Психология научной деятельности / М.Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1991. - 228 с.

Назад Содержание Вперед