13.1. Вопросы теории управления образовательными системами. Принципы управления
Понятие «управление» относится к числу наиболее общих и универсальных. По мнению отечественных и зарубежных ученых справедливо утверждение о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе образовательных.
В литературе термин «управление» трактуется как руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь [1, 636]; элемент, функцию организованных систем различной природы, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели, деятельности [2, 674]; элемент, функция, организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей [3, 1388]; деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [4, 421]. С последним утверждением мы полностью согласны, ибо оно дает емкое определение феномена «управление» и будем придерживаться в своей работе.
Предметом теории управления являются законы управления как целостного, комплексного общественного явления. Процессом управления называют функционирование органов и работников управления. В различных учреждениях процесс управления протекает по-разному. Основную роль играет содержание процесса управления. Оно определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе управления, а также структурой. Структура - система органов управления, каждый из которых имеет свое внутреннее строение.
В настоящее время существует три типа управления, каждому из которых соответствует три принципиально разные инструмента управления.
1- й - иерархия организации, где основное средство - воздействие на человека «сверху» (например, с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и др.).
2- й - внутренняя культура деятельности, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3- й - рынок, т.е. равноправное отношение «по горизонтали», основанные на купле- продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, департаменты управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Высшее учебное заведение как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутривузовского управления. Это означает, что мы можем говорить об управлении вузом и его отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы вуза. Такими подсистемами является целостный педагогический процесс, система занятий, система воспитательной работы вуза, система организации и проведения научно-исследовательских работ и др. Частными случаями управления отдельными вузовскими подсистемами являются сущность и содержание внутривузовского управления. Оно представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий и функций.
В настоящее время на смену философии «воздействия» в управлении вузом идет философия «взаимодействия», «сотрудничество», «рефлексивное управление». Теория управления Оуч существенно дополняется теорией внутривузовского менеджмента. Специалистов она привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха.
Государственное управление образованием характеризуется определенными признаками. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, в выборе различных типов Оуч. Выбор прав и свобод личностью делает её не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, Оуч, типов отношений и др.
Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 году. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международных сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых и других проблем системы образования.
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования. Она принимается высшим органом законодательной власти - Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационноуправленческим проектом. Она содержит три основных раздела: аналитический, концептуальный и организационный. Аналитический раздел освещает состояние и тенденции развития образования. В концептуальном излагаются основные цели, задачи, этапы программной деятельности. Организационный определяет основные мероприятия и критерии их эффективности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирована совокупность принципов государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; светский характер образования в государственных, муниципальных Оуч; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений [5].
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузкой обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральное (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерны процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы. Одним из показателей усиления общественного характера управления образованием разгосударствление системы образования и диверсификация Оуч.
Образовательное учреждение как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав первой подсистемы входят ректор (директор), проректора (заместители), в состав второй — педагоги, обучающиеся, обслуживающий персонал.
Структуру управленческих органов в Оуч, по мнению И.Ф. Харламова, можно разделить на три группы:
1- я группа — органы коллегиального управления Оуч, ученый совет, общешкольная конференция и др.
2- я группа — должностные лица Оуч, осуществляющие руководство всеми его звеньями и подразделениями. Это — ректор, проректора, директор школы, его заместители и др.
3- я группа — управленческие органы различных общественных организаций обучающихся, педагогов, а также родителей и др. [6, 548].
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в Оуч требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций.
Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К ним относятся:
— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в Оуч при планировании предстоящей работы, определения её ведущих задач и их эффективном решении;
— демократизация и гласность в осуществлении всеми должностными лицами Оуч своих руководящих функций, выборность руководящих органов;
— персональная ответственность всех руководящих лиц Оуч, педагогов за успешное выполнение своих должностных функций;
— умение выделять главные проблемы в работе Оуч и концентрировать усилия педагогов и обучающихся на их решении;
— поддержание благожелательного психологического микроклимата в Оуч, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого к своей работе;
— тактичный и регулярно осуществляемый контроль выполнения указаний вышестоящих органов и принятых в Оуч решений по совершенствованию учебновоспитательной работы;
— поощрение педагогического творчества и инновационных поисков в повышении качества образовательного процесса, стимулирование педагогов к овладению передовым педагогическим опытом [6].
К вышеназванным принципам можно добавить: а) системность и целостность в управлении; б) рациональное сочетание централизации и децентрализации; в) единство единоначалия и коллегиальности; г) объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами [4].
В небольших Оуч, где всего 5-6 педагогов, директор непосредственно управляет всеми работниками учреждения. В более крупных Оуч действует линейная система (директор осуществляет руководство через своих помощников).
В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления: есть учебная часть, ведущая учебной работой; научная часть, руководящая научными исследованиями педагогов; хозяйственная часть, обеспечивающая финансами, оборудованием, пособиями для образовательного процесса.
В современной теории управления особое место занимает системный подход. Он предполагает сознательное и планомерное управление. Схематически системный подход можно представить в виде цепочки: цель - ресурсы - план - решение - реализация - контроль - прогноз.
Успех управления при системном подходе, по мнению П.И. Пидкасистого и др. зависит от: 1) планирования работы Оуч, правильной постановки, ранжирования по степени важности целей педагогического процесса и подготовки специалистов; 2) расстановки кадров и установления связей между подсистемами (управляющей и управляемой) и руководство этими связями; 3) налаживания системы оперативной информации внутри Оуч и эффективности обратной связи; 4) глубины и всестороннего анализа и своевременной помощи с целью предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков; 5) создания условий для внедрения эргономических требований в практику работы всех участников педагогического процесса; 6) наличия необходимости психологического микроклимата в коллективе; 7) квалификации и опыта руководителей Оуч и системы повышения профессиональной подготовки педагогов [7].
Назад | Содержание | Вперед |