13.2. Демократизация управления образовательными учреждениями

  Образовательное учреждение является педагогической системой и объектом научного управления. Управление им позволяет: а) сохранять целостность системы; б) изменять, влиять на действие отдельных компонентов. Функционирование педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время. Цели определяет содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.
  Образовательное учреждение как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системобразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условиями функционирования - социально-педагогическими и временными; структурными компонентами - управляющей и управляемой систем, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией контроля, регулированием и корригированием. Рассмотрим кратко содержание вышеназванных системообразующих факторов функционирования педагогической системы.
  1. Цель совместной деятельности педагогов и обучающихся. Она направлена на гармоничное развитие личности обучающегося и на его самоопределение, а также на создание комфортно-требовательных условий для саморазвития обучающегося.
  2. Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных обучающихся, так и коллективов (ученических, студенческих) в целом.
  3. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Под этими условиями функционирования педагогической системы понимают устойчивые обстоятельства, определяющие её состояние и развитие [3]. В управлении Оуч принято выделять следующие условия: общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные и географические. К специфическим условиям - особенности социально-демографического состава обучающихся; местонахождения Оуч; материально-техническая обеспеченность Оуч; воспитательные возможности окружающей среды.
  4. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов. По мнению авторов [4] коллектив может эффективно осуществлять достижение целей при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства Оуч может быть представлена как четырьмя [4], так и тремя [6] уровнями управления. Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед образовательным учреждением.
  Во всех решениях об Оуч особое место уделяется вопросам демократизации управления ими. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства. Вместе с тем подчеркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве Оуч, роль педагогического коллектива и других органов управления. В руководстве Оуч различают две линии: стратегическую - перспективную, долговременную и оперативную - тактическую, конкретно-исполнительскую.
  Стратегическая линия предполагает принятие тщательно подготовленных решений: подбор и расстановка кадров, планирование, выбор профиля образования и учебного плана и др. Принятие подобных управленческих решений проводится поэтапно. Установлено, что только полная гласность, опора на коллектив и разумная требовательность с оказанием своевременной помощи обеспечивает активность коллектива, высокое качество образовательного процесса.
  При осуществлении оперативного, каждодневного руководства решения необходимо принимать немедленно, по ходу дела. Здесь в работе руководителя может проявляться авторитарный стиль руководства. Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей Оуч перед ученым советом учреждения, коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством учреждением и положением дел в коллективе.
  В законе «Об образовании» допускаются разные варианты по поводу руководителя Оуч: назначение, выборы и заключение контракта.
  Права и обязанности руководителя совета Оуч, педагогов и обучающихся рекомендуется обсудить на совете (ученом, педагогическом) и собрании коллектива.
  Одним из трудных вопросов в системе управления является распределение учебной нагрузки. В Законе РФ «Об образовании» согласно ст.55.6 нагрузка педагога оговаривается в контракте. В ст. 66 Типового положения Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008 уточняются правовые нормы.

Назад Содержание Вперед