12.4. Принципы и содержание семейного воспитания
По мнению Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, к наиболее общим принципам семейно воспитания относятся: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы; запрещение физических наказаний; запрещение читать чужие письма и дневники; не морализовать, не говорить слишком много; не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. [7].
В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется от возраста к возрасту. По мнению ученых, особое место в семейном воспитании занимает нравственное.
В последние годы во многие семьи пришло религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.
В процессе семейного воспитания используются следующие методы: личный пример; обсуждение; доверие; показ; проявление любви; сопереживание; возвышение личности; юмор; поручение; похвала; традиции; сочувствие и др. Отбор методов осуществляется с учетом индивидуально-типологических особенностей личности и конкретных ситуативных условий.
Назад | Содержание | Вперед |