12.5. Пути преодоления конфликта между родителями и детьми
Особое значение в отношениях между детьми и родителями имеет умение последних разрешать сложные вопросы, не доводя их до конфликта. Его разрешение осуществляется при помощи методики «Шесть шагов» [7].
1- й шаг - определение проблемы. Выясняется причина неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях, используя «Я - высказывания». Этот шаг завершается определением или формулировкой проблемы.
2- й шаг - поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе с ребенком. При этом лучше всего использовать метод «мозгового штурма», когда предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется.
3- й шаг - обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Основной принцип: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон - и ребенка, и взрослого.
4- й шаг - выбор лучшего варианта. Выбранный оптимальный вариант, удовлетворяющий обе стороны. Полезно зафиксировать письменно.
5- й шаг - выбор пути выполнения решения: что надо сделать, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт контракта.
6- й шаг - оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно определить: исчезла ли стоящая проблема? Довольны ли конфликтующие стороны?
Практика показывает, что использование данной методики с учетом конкретных ситуаций позволит разрешать конфликты между родителями и детьми.
Назад | Содержание | Вперед |