2.2. Образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда
При проектировании и развитии системы образования следует учитывать следующие категории (родовое понятие, обозначающее разряд предметов или наиболее общих их признак): образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные взгляды на содержание термина «образование» (В. В. Рубцов, И.Я. Лернер, Э.Н. Гусинский, И.В. Богданов и др.). Образование мы понимаем как специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат, которого соответствует целям, заданным государством, и фиксируется соответствующим документом образовательного учреждения. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии со своей историей, своими традициями, культурой, национальными особенностями. Используя в дальнейшем прилагательное «образовательное» в словосочетании «образовательное пространство», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом целенаправленного формирования личности с заданными качествами.
Несмотря на широкое употребление дефиниция «пространство» не имеет четкого и однозначного определения. В литературных источниках оно трактуется как протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами [18; 19]; форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах [20, 519] и др. В самом общем смысле «пространство» понимается как протяженность, место, совокупность различных взаимодействующих элементов.
Итак, образовательное пространство (ОП) - существующее в социуме “место”, имеющее определенные размеры и обязательные атрибуты образовательного назначения: лица, оказывающие образовательные услуги; носители и источники содержания образования; образовательные учреждения; материально-техническая база образования; разнообразные средства обучения и другие [21]. Признак размерности и привязанности к месту позволяет рассматривать ОП как многоуровневое, состоящее из множества подпространств: образовательное, ограниченное рамками одного класса (группы), одного образовательного учреждения; районное, муниципальное, региональное, федеральное. Последнее можно включить в межгосударственное и даже мировое образовательное пространство. Каждое из них меняется во времени. Появляются новые образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи, негосударственные высшие учебные заведения, исчезают малокомплектные школы, издаются новые учебники и снимаются с производства старые. Происходит масса перемен. Однако ОП должно обладать свойством устойчивости на определенном временном интервале по ведущим признакам. Наполнение ОП должно соответствовать современным специальным требованиям и быть сравнимым с мировыми стандартами.
Описанием ОП может служить совокупность соответствующих статистических данных. Их перечень, количественные и качественные показатели позволяют оценивать образовательное пространство, сравнивать их между собой по нормативами (например, наполняемость класса (группы), уровень квалификация педагогов; технические средства обучения; компьютерные технологии и телекоммуникационные средства; педагогически полезное дидактические материалы, ориентированные на изучение различных учебных дисциплин и циклов; комплектами инструментальных средств; удовлетворение санитарно-гигиеническим нормам и пр.). Образовательное пространство можно рассматривать как поле потенциальных возможностей, позволяющих личности удовлетворить свои образовательные потребности, выбрать в нем индивидуальный маршрут для получения образования на различных стадиях своего развития. Образовательная система является условием формирования личностью индивидуального пути.
На образовательном пространстве можно построить образовательную систему и даже не одну. Например, если рассматривать высшее учебное заведение как образовательное пространство, то на нем можно создать систему профессиональной подготовки студентов, систему довузовской подготовки, систему послевузовской подготовки, систему дополнительного образования.
Система - целое, представленное организованным множеством структурных элементов, взаимосвязанных и выполняющих определенные функции; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Система создается для решения конкретных задач и достижения определенных целей. Она обладает свойством целостности. Оно не сводимо к сумме свойств её элементов. Система обладает качественно новыми свойствами, не присущими ее элементам.
Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, образовательные, профессиональные (начальные или профессионально-технические средние) и высшие учебные заведения, различные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные культурнообразовательные учреждения.
Качество системы образования (образовательное учреждение) - совокупность основных свойств, соответствующих целям функционирования системы и её развития. Оценка свойств системы, т. е. её качеств выполняется с помощью критериев, отражающих признаки существования у системы определенных свойств.
В основу проводимой в Российской Федерации реформы системы образования положены принципы демократизации, децентрализации управления через его регионализацию и мунипализацию; самостоятельность учебных заведений в выборе путей своего развития; многоукладность и вариативность системы образования; предоставление регионам России права выбора собственной образовательной стратегии, создание собственных программ развития системы образования в соответствии с конкретными особенностями и условиями; национальное самоопределение школы; открытость образования; гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого обучающегося; гуманитаризация образования, дифференциация обучения и мобильность образования; развивающее обучение, непрерывное образование.
Любая система обладает функциональным свойством целостности. Она обособлена тем самым от остального мира, выступающего в качестве ее среды. Среда - ближайшее окружение объекта, во взаимодействии с которыми система формирует и проявляет свои свойства. Для образовательной системы внешней средой может быть образовательная система более высокого уровня, в которую система более низкого уровня входит как элемент. Такая образовательная система более высокого уровня выполняет роль внешней среды для системы низкого уровня. В общем случае образовательной средой какой-либо образовательной системы является часть образовательного пространства, внешняя по отношению к образовательной системе. Среда - пространственно-временная организация объективного мира, внешняя по отношению к объекту и оказывающая влияние на его состояние и развитие. Все то, что действует на объект, независимо от характера влияния, относят к факторам среды. Их можно классифицировать по различным признакам: характеру воздействия, форме значимости и пр. Если описать среду совокупностью условий, в которых существует, функционирует, изменяется, развивается объект, то можно выявить ведущие факторы, определяющие возможность и успешность функционирования и развития объекта. Знание их позволит спроектировать среду с желательной формой воздействия. При этом следует учитывать время действия фактора. По этому признаку выделяют стабильные, не меняющиеся во времени среды; изменяющиеся периодически и не периодически; ситуативные. Можно создать среду с заданными качествами.
Так как среда это всегда часть какого-то пространства, то ей можно присвоить соответствующие названия: образовательная, социальная, культурная, воспитательная, эстетическая и пр. Но любая среда по своему воздействию полифункциональна. Ее воздействие носит и образовательный, и культурный, и воспитательный характер. Название лишь подчеркивает совокупность ведущих факторов, оказывающих значимое влияние на объект. Им может быть отдельный ученик, студент.
Мировое образовательной пространство, являясь внешней средой системы образования любого государства, оказывает на нее большее или меньшее влияние.
Назад | Содержание | Вперед |