2.1. Образование в общеметодологическом и общекультурном мире

  Понятие образование отличается широтой смысловых значений. Оно рассматривается как, ценность - предполагает приобщение к культуре; к тому, что накоплено человечеством; система, которая имеет элементы, связь, представленные на разных уровнях и по разным основаниям; процесс - осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающее изменение, преобразование сознания; результат - свидетельство о завершении некоторого этапа и удостоверение этого факта сертификатом; услуга - создание условий для оптимального, эффективного процесса и максимального результата; среди критериев - главное качество [1].
  Образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Социализация — процесс становления личности (усвоение языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта). Социализация рассматривается как процесс и как результат. Основные характеристики образования показаны на рис.8.
  Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведение человека делают образование предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые активно влияют на образование, поддерживают те или иные образовательные институты, определенные модели педагогического процесса.
  Общеизвестно, что образование имеет три основные задачи, а) передача культурного кода поколениям; б) передача профессиональных стандартов; в) воспитание элиты, которая будет руководить развитием обществом в следующий временной период.
  В образовании объединяются обучение и воспитание. Они обеспечивают культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей.
  В образовании непосредственное бытие человека соединяются с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности.
  Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе образования способностей (общее и специальное или профессиональное образование) и по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.).
  Представления об образовании, его теоретическое осмысление исторически зависят от ряда целеполагающих аспектов, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Соответственно образование выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.
  Цели образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели обучающегося связаны друг с другом.
  В современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как целям образования. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение её в социально ценную деятельность, предполагающую различные возможности преобразования.

Рис. 8. Содержание образования

  В образовании необходимо соотносить педагогическое руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности - одна из основных задач педагогов и психологов.
  Недооценка мотивационных факторов, манипулирование в межличностных отношениях в образовании способны не только замедлить развитие обучающихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.
  С понятием «образование» тесно связаны такие дефиниции как образованность человека, образованность и компетентность специалиста. Образованность человека - внутреннее свойство личности, которое развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и характеризует умение человека решать жизненно важные задачи на основе освоения им человеческой культуры и человеческого опыта. Образованность специалиста - умение личности адаптироваться в условиях профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться; строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения; продолжать свое профессиональное образование (основное и дополнительное) (рис.9). Компетентность специалиста (лат. competens надежный, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально­профессионального статуса реальному уровню сложности, выполняемых ими задач и решаемых проблем. Например, к ключевым компетенциям педагога относят, коммуникативная, регулятивная, информационная и операциональная (проектно­технологическая, прогностическая). Компетенция (лат. competentia принадлежность по праву) - круг вопросов, в которых данная личность обладает глубокими познаниями и опытом.
  Обучение и воспитание - стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.

Рис. 9. Структурные элементы образованности специалиста

  В настоящее время образование определятся совокупностью аспектов (рис.10).
  В общекультурном аспекте образование определяется как специальный институт. Его содержание отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу 21 века.

Рис. 10. Аспекты образования

  Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Авторы учебника [2] рассматривают соотношение культуры и образования в разных аспектах, в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; через анализ учебных дисциплин культурологической направленности и др. В указанной работе обозначены основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования, образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; образование как практика социализации человека и преемственности поколений (формирование образа жизни, принятого в обществе; освоение различных форм жизнедеятельности; развития духовного потенциала человека для созидания и творчества); образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства; образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности; образование как функция развития региональных систем и национальных традиций; образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества; образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований жизни и в отдельном человеке [2, 63-67].
  Интересное метафорическое представление взаимосвязи и взаимозависимости образования и культуры дает В.Ф. Сидоренко. По его мнению «образование - образ культуры, точнее, её воспроизводство через образование», а для социума «образование - это легкие». На «вдохе» образование «втягивает в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства, и само становится особой формой и образом культуры». На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» [3, 86].
  А.Г. Асмолов вводит понятие «культуры полезности» и «культуры достоинства» [4]. Первая воспроизводит самое, не обладая ценностью, а образование нужно для того, чтобы подготовить человека к исполнению полезных служебных функций. Вторая признает главной, ведущей ценностью личность человека, независимо от того, что от него можно получить. Поэтому в такой культуре дети, старики, люди с отклонениями в развитии священны. Культура достоинства требует новой парадигмы образования, ориентированной на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, что требует пересмотра содержания, организационных форм всей системы образования [4, 589].
  В наше время пришло осознание того, что образование и воспитание являются условиями стабилизации общества и уровня его культурного развития. Культурологическая парадигма образования ориентирована не только на знания, но и на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. С развитием культуры расширяется спектр её элементов. В частности, становится популярной точка зрения на формирование в образовании экологической культуры, включающей в себя экологические знания, экологическое сознание, экологию человека в целом. Педагогические проблемы приобретают общекультурное значение.
  В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов, психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.
  Аксиологические (материальные и духовные ценности, их происхождение и сущность) и семиотические (знаковые системы) начала с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах.
  Мотивированность обучающихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлексирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие. Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается преимущественно эмоционально переживаемых обучающимися представлений к рефлективно и активно усваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которое расширяется в педагогическом процессе концентрично и линейно. Дидактически обоснованные отбор и представление такой содержательной учебной информации проводятся критериями полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально­познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.
  Все содержательные и процессуальные аспекты образования интегрируются в учебном плане. Современный план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее образование специализации. Общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.
  Организационная система образования призвана обеспечить доступ к образованию всем способным его усвоить. Дифференцированность образования может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности.
  В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающая манипулятивный подход к обучающимся. Образование ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение к национальным и культурно-историческим традициям.
  Ведение непрерывного педагогического мониторинга (англ.топСЦСЧогСЦп§ контролирование, проверка) обеспечивает систематический учет и контроль проявления того или иного процесса, за реализацией деятельности участников процесса обучения, направленной на достижение определенной цели. Структура педагогического мониторинга представлена на рис. 11.

Рис. 11. Педагогический мониторинг

  Педагогическое прогнозирование (греч. prognosis предвидение, представление) позволяет судить о состоянии образования в будущем и на основе этого строить перспективные модели профессиональной подготовки специалистов. Выделяют количественные (анализ временных рядов, казуальное моделирование) и качественные (мнение жюри, модель ожидания на респондента, метод экспертных оценок) методы прогнозирования. Метод сценариев является сочетанием количественного и качественного подходов.
  Развитие систем образования планируется с учетом возможностей, предоставляемых современными средствами информатизации (информационные технологии и телекоммуникационные средства) и инновационными техническими средствами обучения.

Назад Содержание Вперед