3.1. Общая характеристика целостного педагогического процесса
В настоящее время в образовательной практике используются различные понятия «педагогического процесса». В литературе оно трактуется как целенаправленная организация жизнедеятельности обучающихся в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Он реально существует как научно обоснованная развивающая и совершенствующая система «воспитатель - воспитанник», «учитель - ученик», «преподаватель - студент», опирающаяся на теорию возрастного развития и мастерства педагога [1, 37]; целенаправленное, сознательно организуемое, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; единство процессов обучения, воспитания (в узком, специальном смысле) и процесса развития воспитуемых [2, 201]; бинарная деятельность преподавателя с обучающимся, когда педагог помогает обучающемуся в преодолении трудностей. Суть педагогической помощи заключается в направленности, характере педагогического процесса и в решаемых задачах развития и воспитания личности. Педагог помогает лишь в том случае, если он объявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряемую требовательность; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых заключается в том, что социально ценностный опыт превращается в качество формируемого человека (М.А. Данилов).
Педагогический процесс неразрывно связан с другими социальными процессами - экономическим, политическим, духовно-нравственным и др. Эта связь находит непосредственное проявление в его целях, задачах, содержании, педагогической деятельности и результатах. Обострение противоречий в системе одного из процессов оказывает негативное влияние на другие, что вызывает необходимость его формирования.
Помимо других социальных явлений, на педагогический процесс определенное влияние оказывают и внешние условия: природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.
Педагогическому процессу присуща определенная совокупность характеристик. Рассмотрим кратко их содержание (рис.14).
Целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели - образовательной, развивающей и воспитательной. Целостность педагогического процесса обеспечивается единством целей воспитания, обучения и развития личности, наличием определенной учебно-воспитательной программы.
Управляемость - процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Системность. Педагогический процесс как целостная система объединяет взаимосвязанные относительно самостоятельные процессы: сплочение коллектива и развитие его воспитательных функций; преподавание; организация учебного труда; организация внеучебной творческой деятельности. Каждому из этих относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных процессов присущи свои задачи, условия, содержательные формы взаимодействия педагогов и обучающихся, достигаемые при этом результаты. Педагогический процесс характеризуют, мотивы, цели, задачи, содержание, методы, организационные формы взаимодействия педагогов и обучающихся, достигаемые при этом результаты. В педагогическом процессе посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, производственной, творческой и др.), путем общения педагогов и обучающихся (воспитателей и воспитуемых), систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних осуществляется передача и активное усвоение ими социального опыта. В педагогическом процессе участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты - педагог (преподавание) и обучающийся (учение). Как элементы педагогического процесса могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты.
Рис. 14. Характеристики и свойства педагогического процесса
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия четырех его структур: воспитательной, дидактико-методической, психологической и эргономической.
Содержательность педагогического процесса определена в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, производства, труда, науки и культуры.
Результативность педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью [1].
Прогнозируемость. На основе накопленных данных о результатах протекания педагогического процесса позволяет предвидеть дальнейшее развитие компонентов, входящих в его структуру, а также направления подготовки обучающихся.
Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет механизм реализации педагогического процесса, который может быть понят только при учете психических процессов, происходящих в ходе учения и преподавания.
Педагогический процесс отличает три группы свойств: две - инвариантные и одна - вариативная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения, независимо от времени, места и типа учебного заведения. К ней относятся: единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность обучающегося и др.
Вторую группу инвариантных свойств отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования на развитие личности индивида; соотношение общего образования и трудового обучения; связь обучения с жизнью общества и др. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического сознания общества.
Вариативная группа признаков педагогического процесса обусловлена конкретным временем и зависит от знаний педагога, его гражданских и профессиональных воззрений и воли. К этим признакам можно отнести: направленность обучения на самообразование и НОб; обучения всех обучающихся посильному творчеству; соединение общего образования с профессиональным самоопределением; активное использование современных технических средств обучения; разнообразие организационных форм, содействующих самореализации личности и др.
Процессуальная структура педагогического процесса включает мотивационноцелевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, оценочнокоррекционный, рефлексивно-прогностический и организационно-деятельностный компоненты. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Педагогический процесс выполняет следующие функции: воспитательную, образовательную, развивающую и социальную.
Рис. 15. Психолого-педагогические основы педагогического процесса
Знание свойств и психолого-педагогических основ педагогического процесса помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения качества образования и устранения недостатков. Психолого-педагогические основы целостного педагогического процесса показаны на рис. 15.
Средством познания и управления педагогическим процессом является его моделирование. В модели педагогического процесса отражаются объективные, не зависящие от условий его протекания закономерности.
Назад | Содержание | Вперед |