2.6. Мировая тенденция развития образования

  Мировое информационно-образовательное пространство можно представить в виде универсального множества, объединяющего информационно-образовательные пространства всех стран мира. Их образовательные системы различаются по философским, культурным традициям, целям и задачам, качественному состоянию. Однако они едины по глобальным тенденциям при сохранении разнообразия: стремление к демократичной системе образования, т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, представление автономности и самостоятельности ОУч; обеспечение права на образование всем желающим; значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования; увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучающихся; разрастание рынка образовательных услуг; расширение сети высшего образования и изменение национального состава студенчества; поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления; приоритетное финансирование образования в развитых странах мира; постоянное обновление и корректировка образовательных программ; отход от ориентации на “среднего” обучающегося, повышенный интерес к одаренным, раскрытие и развитие способностей средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей инвалидов.
  Мировое образовательное пространство полиструктурно: участие разных образовательных систем в международных проектах и программах; функционирование международных и открытых университетов и др.
  В конце XX века ярко проявились новые тенденции мирового образования. К ним относятся: а) ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех; б) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования; в) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики; г) широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.
  ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважение прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранение окружающей среды [13]. Культура нового XXI века должна быть нацелена на формирование человека, чья свобода неотделима от свободы общества.
  Индустриальное развитие привело общество к наукоемким, интеллектуальноемким, энергоемким, образовательноемким технологиям производства, к экономикам, в которых стоимость становится общественным измерителем и в сфере интеллектуального труда, т.е. затрат знаний. Возрастает роль образовательных систем в образовании, характер их функционирования.
  Образование как социальный институт реализует доктрину образования, которая определяет взаимоотношения государственного строя и социально-экономическое устройство - образовательная система. Это взаимоотношения »надсистемы» и «подсистемы».
  А.И. Субэтто в работе [14] выделяет две крупные доктрины в мировом образовании: «либеральную» и «государственную». Главным системообразующим фактором различий выступают отношения: «личность - образование, личность - государство, образование - государство».
  Концепция либерального общества - концепция «атомарного» социума, в котором абсолютным «атомом» социальной дискретности выступает человеческий индивид, его интерес, его свобода, его собственность (частная собственность). Вся логика социального механизма в доктрине либерального общества выстраивается, исходя из системы ценностей: «ядром которых выступает свобода личности, её интерес, в первую очередь экономический интерес. Идеалом экономического механизма в таком обществе становится свободный рынок и «свободная конкуренция».
  Образование как подсистема такой либеральной организации «сканирует» такую либеральную организация, т. е. является либеральным образованием. Главным принципом этого вида образования является: широкий простор рыночных отношений в сфере образования, наименьшая ответственность государства за качество образования, абсолютизация свободы выбора школы, выбора дисциплин и т. п. со стороны обучающегося как приоритетные ценности образования. Главный продукт образования - образовательная услуга. В либеральном обществе гражданин, получив полную свободу как бы, несет полную ответственность за выбор «образовательного маршрута» и уровень своей образованности, профессиональную квалификацию.
  Доктрина государственного образования исходит из системы взглядов на образование как важнейший социальный и государственный институт. Главный принцип государственного образования: обязательность образования. Оно рассматривается как необходимый институт общественных отношений и как ведущая потребность для сохранения, саморазвития и выживания общества в целом и отдельного человека; доступность образования как гарантируемая и обеспечиваемая государством система возможностей для любого члена общества независимо от его социально-экономического, политического, национального положения и возраста получить определенный уровень образования в соответствии со своими потребностями; государственность образования. Государство является основным политическим, социально-экономическим институтом функционирования и развития общества. Образование как один из социальных институтов одновременно выступает в качестве одного из средств стратегии политики государственного управления развитием общества.
  Принцип государственного образования означает: а) высшую приоритетность государственной политики в области образования; б) обеспечение со стороны государства самой высокой социальной престижной школы учителя-педагога на всех уровнях образования по всем направлениям государственного стимулирования; в) приоритетность опережающего финансирования материально-технического и библиотечного обеспечения; г) максимальное обеспечение бесплатного образования. Вековая традиция российского образования - государственное образование.
  Главным продуктом образовательно-педагогического производства становится личность, гражданин, профессионал. Личность имеет право получить образование и в определенном смысле принуждается к получению определенного образовательного ценза, утвержденного государством и обществом. Рыночные отношения, коммерсализация в сфере образования жестко ограничивается и управляется государством.
  Главная магистральная линия в мировых тенденциях развития образования направлена на рост государственного образования, повышение ответственности общества и государства за восходящее воспроизводство качества человека, качества общественного интеллекта.
  Многообразие государственно-политических и социально-экономических устройств в странах мира обусловливает многообразие систем образования. Чисто либеральных и чисто государственных систем образования нет. Но эти два полюса означают две главные тенденции. Англо-американская доктрина образования ближе к либеральной, немецко-русская - к государственной.
  Целевая установка США - переход в XXI веке к всеобщему высшему образованию. К этому их подталкивает конкуренция по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству образования между развитыми странами мира, в первую очередь, эффективно выполняемая программа обеспечения и всеобщего высшего образования в Японии.
  В рамках происходящих на Западе реформ в сфере высшего образования прослеживаются следующие общие тенденции:
  1. Специализация, направленная на обучение навыкам самостоятельного поиска перспективных приложений методологии исследований и разработок. Её смысл заключается в том, что в структуру педагогического процесса включается выработка навыков инженерно-поисковой, конструктивной, изобретательской деятельности.
  2. Повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
  3. Перестройка педагогического процесса, направленная на то, чтобы усвоение знаний носило творческий характер и закладывало бы базу для научно-исследовательской и конструкторско-проектной деятельности.
  4. Существенное продвижение дифференциации и индивидуализации процесса обучения на основе создания новых поколений учебных программ с максимально конкретизированным уровнем учебных успехов, на который должен выйти каждый обучающийся и достижение которого объективно проверяется педагогом при помощи компактных методик.
  5. Активный поиск инновационной методической системы, которая ориентирована не только на интеллект личности, но и на эмоциональную и подсознательную сферу психики человека, направленную на то, чтобы обучающийся из пассивного объекта становился субъектом педагогического процесса.
  6. Внедрение принципов непрерывного образования и создание новых типов ОУч для неформального образования: народные дома, общинные сети саморегулируемого образования, информационно-обучающие и консультирующие центры, общественные залы, центры образования женщин и др.
  7. Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования. Это будет способствовать формированию личностной зрелости обучающихся.
  8. Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места проживания и образовательного уровня.
  9. Значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.
  Основными тенденциями развития высшего образования в России являются: рост численности обучающихся; демократизация, проявляющаяся в росте децентрализации управления системой образования, в придании большого объема прав вузам, в изменении статуса студентов и педагогов; диверсификация, проявляющаяся в появлении негосударственных вузов; либерализация системы образования; изменение целей образования; рост числа вузов, как внебюджетных, так и бюджетных, использующих ДОб; интернационализация высшего образования; непрерывность образования.
  Вышеназванные тенденции взаимообусловливают друг друга и в целом подтверждают необходимость формирования новой образовательной парадигмы [15].

Вопросы для самоконтроля

  1. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры?
  2. Назовите цели и содержание непрерывного образования.
  3. Назовите принципы развития системы непрерывного образования.
  4. Какие Вы знаете важные черты непрерывного образования?
  5. Что представляет собой система образования России?
  6. Какова структура высшего образования в России?
  7. Что такое дистанционное образование? Каковы его особенности?
  8. Раскройте смысл понятия “информационное образовательное пространство”.
  9. Как понимается мировое образовательное пространство?
  10. Какие свойства характерны для современного мирового образовательного пространства?
  11. Перечислите особенности либеральной и государственной системы образования.
  12. Какие тенденции характерны для современного мирового образовательного пространства?
  13. Роль ЮНЕСКО в развитии мирового образовательного пространства.

Литература

  1. Пинигина Г.В. Социально-психологические аспекты управления коллективом: Учеб. пособие / Г.В. Пинигина. - Кемерово: Кузбас. полит. ин-т, 1989. - 72 с.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во “Деловая книга”, 1996. - 344 с.
  3. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования / В.Ф. Сидоренко. - М., 1992. - С.86.
  4. Асмолов А.Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М., Воронеж, 1966. - 589 c.
  5. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. - М., 1995. - 20 с.
  6. О создании системы дистантного образования в Российской Федерации. Решение коллегии Госкомвуза России № 9 / 1 от 9 июня 1993 г.
  7. Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами / В.Т. Волов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 303 с.
  8. Агронович Б.Л. Методологические проблемы дистанционного инженерного образования // Технический университет: дистанционное инженерное образование. Труды международной научно-практической конференции Б.Л. Агронович, В.Н. Чудинов. - Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 1998. - С.4-5.
  9. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.
  10. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды. Материалы Седьмой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 17-18 июня 1999г.) / Под ред. В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, Д.Э. Колосова. - М.: МЭСИ, 1999.
  11. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования / А.Н. Романов, В.С. Торопов, Д.Б. Григорович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.
  12. Минзов А.С. Дистанционное обучение: взгляд изнутри / А.С. Минзов // Открытое образование. - 2001. - N 2. - C.61-64.
  13. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: “Питер”, 2000. - 304 с.
  14. Субэтто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие (интегральный синтез) / А.И. Субеэто. - СПб. - М.: “Логос”, 1994. - 168 с.
  15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
  16. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004. - 221 с.
  17. Громкова М. Позиции и амбиции // Высшее образование в России / М. Громкова. - 1999. - N 2. - C.61-71.
  18. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

Назад Содержание Вперед