2.5. Информационное образовательное пространство и дистанционное образование
Современное общество живет в информационном пространстве (ИП), которое представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.). Возникает общая проблема информационной (коммуникационной) адаптации человека в обществе и частная - функционирование в ИП системы образования, использование новых возможностей.
Если «покрыть» образовательное пространство информационным, то получится информационно-образовательное пространство. Его проще и удобнее представить в виде объединения множества региональных информационно-образовательных пространств. Для их описания необходимо выделить четыре составляющих, отражающие региональные особенности:
1. Описание географического положения региона, особенностей социокультурной и промышленной среды, национальный состав населения, особенности национальных культур, традиций, языка, особенности национально-регионального компонента содержания образования, ресурсы для функционирования региональной системы дистанционного образования.
2. Характеристика существующих в регионе ОУч, уровень подготовленности обучающихся, квалификации педагогических кадров и др., т.е. описать информационнообразовательное пространство.
3. Отразить удаленность ОУч от научных и культурных центров.
4. Описать обеспеченность ОУч информационными технологиями и телекоммуникационными средствами (ИТТС).
При работе в информационно-образовательном пространстве существует проблема, связанная с правовыми основами распространения информации в системе образования. К ним относятся: а) право обучающихся на получение различного вида информации; б) защита от использования информации об обучающихся другими лицами ему во вред и от несанкционированного доступа к базам данных (школьным, вузовским и др.); в) авторское право, и, в частности, применение в образовательных целях информации, на которую наложен запрет на бесплатное распространение; г) защита информации от преднамеренной и непреднамеренной порчи (особенно актуальна в связи с появлением компьютерных «вирусов») и др.
Дистанционное образование, его место и функции в общей системе образования
Изменения в современной системе образования обусловлены ориентацией на фундаментализацию и непрерывность образования, на максимальное удовлетворение образовательных потребностей человека. Средством достижения таких целей должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер и реализованные на базе современных средств информатизации образования.
Интеграция информационных технологий и телекоммуникационных средств и дистанционного образования (ДОб) послужило основой создания открытой системы образования, которая позволяет осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. В течение последних трех десятилетий ДОб стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Развитие ДОб выявило тенденцию интернационализации, создания интернациональных образовательных структур различного назначения.
Словосочетание «дистанционное образование» (distance education) прочно вошло в мировой образовательный лексикон. Оно выросло из образования по телевидению на Западе, заочного образования и образования по переписке. В России оно обогатилось современными достижениями в области педагогики, психологии, эргономики, информатики, средств информатизации, кибернетики и др.
Мировой и отечественный опыт показывает, что дистанционное образование значительно дешевле традиционного образования. Как показал всероссийский эксперимент в области ДОб выигрыш составляет от 10 до 50% затрат, предусмотренных при традиционной форме обучения. Причем тенденция к снижению затрат на ДОб будет тем значительнее, чем более массовым будет стремление к получению высшего образования по дистанционной форме обучения. Развитие ДОб признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» и др.
По мнению ученых, система ДОб направлена на расширение образовательной сети в России; на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования; предоставление различным слоям населения независимо от места проживания, в том числе и за рубежом образовательных возможностей. Кроме того, система ДОб позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование.
Термин «дистанционное образование» в литературе трактуется как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии [5]; форма образования, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю, независимо от его местоположения [7]; дидактическая, технологическая система личностно-ориентированного непрерывного образования, реализуемая с помощью виртуальной информационно-образовательной среды, оперативное общение с которой обеспечивается независимо от места проживания обучающегося и без нарушения его обычного уклада жизни [8]; система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза [9]; педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза [10]; важнейший социальный механизм, способствующий адаптации общества к новым рыночным условиям и др. Мы здесь будем придерживаться определения «дистанционное образование», приведенного в работе [7]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантику этого понятия.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной практики ДОб позволяет выделить следующие характерные его черты: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль и специфические функции педагога, дальнодействие, асинхронность, охват, новая роль и деятельность обучающегося, параллельность, новые формы контроля качества образования, использование специализированных технологий и средств обучения, социальность, интернациональность, опора на средства передачи образовательной информации. ДОб меняет содержание всех элементов педагогической системы. Перечисленные черты определяют преимущество ДОб перед другими формами получения образования. Одновременно дистанционное образование предъявляет новые специфические требования, как к педагогу, так и обучающемуся. Основу педагогического процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая активная самостоятельная работа обучающихся [16].
Дистанционное образование активно развивается и используется в многочисленных зарубежных и российских вузах. В настоящее время существуют различные модели ДОб. Например, в развитых странах Запада ДОб реализуется в трех моделях.
1. Модель дистанционного обучения (ДО) на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования. Имея подготовленный профессорско- преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным интеллектуальным потенциалом для проектирования и создания педагогически полезных курсов на базе современных технологий мультимедиа и гипермедиа. Обучение осуществляется в основном с применением кейс-технологий (печатные пособия, аудио- и видеокассеты и др.) с использованием телекоммуникационных технологий. Такая модель организации ДО характерна для многих ведущих университетов мира, например, Оксфордский и Кембриджский университеты (Англия), Шеффилсдский университет (Шотландия), Балтийский университет (Швеция), Открытый университет (Турция) и др.
2. Модель дистанционного обучения, основанная на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в проектировании, создании и использовании курсов ДО повышает их педагогическое качество, делает эти курсы менее дорогостоящими. Сотрудничество может быть национальным и интернациональным. Примером такой модели ДО может быть сотрудничество Северных колледжей Англии, консорциум девяти традиционных университетов - открытое обучение Австралии, Балтийский университет в Швеции объединяет более пятидесяти университетов балтийского региона и др.
3. Модель дистанционного обучения в университетах, специально созданных для этих целей. В основе обучения лежит активная целенаправленная самостоятельная работа обучающихся с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютеризированными курсами. Наряду с этими средствами обучения в педагогическом процессе применяются компьютерные телеконференции. Введение телеконференций потребовало определенных изменений в учебных планах и в организации образовательного процесса. Такая модель организации ДО применяется в Открытом университете Великобритании, Испанский национальный университет ДОб, Голландский открытый университет и др.[11].
Процесс осмысления, становления и развития ДОб в России начался в начале 90-х годов. В 1994-1996 гг. в Москве прошли международные конференции по дистанционному образованию. В них приняли участие ведущие специалисты из США, Великобритании, Канады, Германии и других стран. Значительный вклад в популяризацию и обеспечение организационной и научной поддержки ДОб внесли всероссийские, а затем международные конференции по ДОб, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики и Евразийской ассоциацией дистанционного образования. В них активное участие приняли Центр информатизации Минобрнауки России, Современная гуманитарная академия (СГА) и др.
Однако процесс развития ДОб в России сдерживался и сдерживается сейчас рядом причин. К ним относятся: отсутствие целостной теории и приемлемого для этого вида образования материально-технического обеспечения, дефицит современных средств информатизации, неподготовленность педагогов работать в режиме ДО, нет механизма материального и морального стимулирования для педагогов, отсутствие нормативноправовой базы и другие. Тем не менее, эта форма образования сегодня активно внедряется в образовательную систему России в различных организационных структурах. Они включают в себя:
- институты дистанционного образования в организационных рамках классического вуза, например, Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и др.;
- консорциумы образовательных учреждений, работающих в режиме головной организации, оказывающей образовательные услуги, и её региональных подразделений, например, Международный институт менеджмента “ЛИНК” и др.;
- образовательный холдинг СГУ, включающий в себя Современную гуманитарную академию, Академию переподготовки офицеров, Гуманитарнотехнический институт.
Анализ организации и проведения педагогического процесса в этих учреждениях показывает, что в основном он основан на использовании кейсовой и сетевой технологий. Кроме этих технологий обучения применяются другие, например, в СГА широко используются ТУ - технологии, технология юнит, содержащая «экстрат» из учебников, статей, монографий по теме учебных дисциплин; учебный материал юнит подкрепляется видеолекциями, мультипреподавательское спутниковое телевидение. Основной формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является самостоятельная работа с учебно-методическим материалом на твердой основе или в электронном виде, а также с использованием сети Интернет. В качестве обратной связи между обучающимся и педагогом используется телефонная связь, обычная или электронная почта. Итоговая аттестация обучающихся проводится на базе вуза или его филиалов.
В последнее время появилась новая организационная структура в системе ДОб - виртуальные университеты. Однако они еще не имеют признанного статуса.
Практика реализации ДОб в системе непрерывного профессионального образования требует комплексного учета нормативно-правового, финансового, социального, мировоззренческого, ценностного, методологического, технологического, организационного, педагогического, психологического и эргономического аспектов. Кроме того, при реализации ДОб необходимо учитывать следующие факторы: рентабельность и быстрая окупаемость материальных затрат; неограниченность набора обучающихся при относительно ограниченном персонале педагогического состава; возможность получения образования в любом возрасте, без отрыва от производства и для инвалидов; получение диплома столичного вуза в отдаленном районе проживания; обеспечение навыков по работе с современными информационными технологиями и телекоммуникационными средствами; возможность обучения по индивидуальному плану и в удобном для себя месте и др.[12].
Назад | Содержание | Вперед |