2.4. Система образования в России
В соответствии со ст. 8 Закона РФ “Об образовании” система образования представляет собой “совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций’’.
Идеал системы образования - воспитание личности, которая в своем сознании поднимается до проблем предвосхищения будущего общества, владеет объемом знаний, приближающимся к объему знаний общества [14].
Любое государство создает свою систему образования в соответствии с национальной культурой, традициями, опытом воспитания, сложившимися видами образования. На рис. 12 показаны виды и уровни образования.
Рис. 12. Виды и уровни образования
Основными особенностями современного этапа развития высшей школы являются следующие: а) демократизация системы образования, расширение прав и автономности вузов; б) усиление тенденции к стремлению вузов включиться в международное информационно-образовательное пространство; в) расширение спектра предоставляемых образовательных услуг; г) активизации вузов в области региональной образовательной политики, направленные на удовлетворение образовательных потребностей существующего рынка труда; д) развитие многоуровневой системы непрерывного образования.
В современном высшем образовании на первый план выходят антропологические, экзистенциальные, гуманистические и прагматические методологические программы.
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Все процессы, протекающие в современной системе высшего профессионального образования в России, отражены в законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и программных документах правительства России.
Система образования в России представляет собой совокупность: органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети образовательных учреждений, реализующих стандарты, независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации показана на рис. 13.
Рис. 13. Система профессиональной подготовки в России
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой:
1) сеть научных, проектных, производственных, клинических, медикопрофилактических, фармацевтических, культурно-просветительных предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
2) государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
3) имеющих лицензии высших учебных заведений и ОУч соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационноправовых форм;
4) общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
Ступени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - не менее чем через четыре года;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» - не менее чем через пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» - не менее чем через шесть лет.
Профессиональное образование строится на следующих концепциях обучения: одной профессии; ступенчатое; многоуровневое; концепция базового и специального профессионального обучения; подготовка специалиста по сокращенным программам.
Система образования в России и других странах - открытая, непрерывно развивающаяся, которая обладает рядом свойств. К ним относятся следующие: а) система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем; б) система образования ориентирована на будущее; в) система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, механизмами управления.
Дополнительное образование
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в различных образовательных учреждениях и посредством педагогической деятельности.
Дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную работу по различным направлениям: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественно-эстетическую; туристко-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; культурологическую, естественно-научную и др.
К видам учреждений дополнительного образования детей и подростков относятся:
А) учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности: школы, стадионы, спортплощадки и комплексы, станции, детские студии художественной направленности;
Б) учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы разной направленности: дворцы и дома детского и юношеского творчества, центры, клубы, детские парки, музеи, детские и юношеские библиотеки, детские оздоровительнообразовательные лагеря.
Наряду с традиционными проблемами перед системой образования стоят глобальные: развитие планетарного мышления; воспитание человека, творящего общечеловеческие ценности и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи.
Назад | Содержание | Вперед |