6.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса
В структуру педагогического процесса наряду с другими элементами, входят также методы, средства и организационные формы. Они играют важную роль при управлении образовательным процессом (рис. 29).
Рис. 29. Компоненты педагогического процесса
На рис. 29 приняты следующие обозначения: Ц - цель образования (для чего учить); С - содержание образования (чему учить); У1 - субъект процесса (педагог); У2 - субъект процесса (обучающийся); СПК - средства педагогической коммуникации (методы, средства и организационные формы процесса обучения; как учить). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и др.). Рассмотрим кратко содержание средств педагогической коммуникации.
Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, способ преобразования знаний, способ достижения цели. В педагогической практике термин «метод обучения» трактуется как категория историческая, изменяющаяся с изменением цели, содержания, средств педагогического процесса; способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач); способ организации познавательной деятельности обучающихся (Т.А.Ильина); способ передачи знаний, формирования умений и навыков; совокупность приемов; последовательное чередование способов взаимодействия педагога и обучающихся, направленное на достижение определенной цели (дидактической задачи) посредством проработки учебного материала; система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленных на достижение цели образования [1, 57]; система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин); дидактические цели и задачи учебной деятельности при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы педагога и познавательной деятельности обучающихся; способы работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также их формирование мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) и др. Таким образом, дефиниция методы обучения отражает:
1. Способы обучающей работы педагога (преподавание) и организацию учебной работы обучающихся (учение) в их взаимосвязи.
2. Специфику их мыследеятельности по достижению воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения.
Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения [2, 566].
В развитии методов выделяется четыре этапа: а) учителя - «родители», служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; б) замена устного слова письменным; в) в обучение было введено печатное слово; г) предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения (К. Керр).
Широко распространенным в дидактике является также понятие «прием обучения» - составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию метод. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
В педагогической практике встречается еще одно понятие - приемы умственной деятельности. Под ней авторы понимают способы, с помощью которых она выполняется, и которые могут быть объективно выражены в перечне определенных действий.
В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности обучающихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Методы и приемы могут меняться местами. Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного эмоциональноинтеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли педагога.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Рассмотрим положения методики обучения.
1. Любые знания, умения и навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у обучающихся лишь в процессе их непосредственной деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата. Метод обучения представляет собой средство управления механизмом процесса обучения.
2. Совокупность методов обучения должна непременно приводить к достижению всех целей обучения. Любая методика органически связана с целями, средством достижения которых оная является.
3. Взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода обучения и типичной педагогической ситуации. Само применение методов обучения не просто определяется стихийно вызывающими педагогическими ситуациями, а вносит изменения в эти ситуации, подготавливает их, т. е. саморазвитие педагогических ситуаций также становится управляемым процессом [3, 43].
4. Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом, является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных (А.С.Макаренко).
5. Взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам воспитания, образования и развития.
Назад | Содержание | Вперед |