5.3. Средства информатизации и содержание образования

  Средства информатизации - совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств, программного, дидактического, методического, психологического, эргономического и другого вида обеспечения, способствующая результативному функционированию образовательной системы с целью подготовки компетентных специалистов.
  Информационные технологии и телекоммуникационные средства - это прежде всего совокупность знаний компьютерной техники и систем связи, предназначенных для накопления, обработки, поиска, передачи и эффективного внедрения знаний в производство, управление и другие сферы жизни общества, в том числе и в систему образования.

Рис. 27. Классификация учебных пособий

  Основу современных ИТТС составляют три технических достижения:
  1) появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, магнитные диски, дискеты, оптические компакт-диски, флешки и др.);
  2) развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, модемы, факсы, телефонная связь, Интернет и др.);
  3) возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).
  Активное использование ИТТС в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИТТС вносят изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывают существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, контроль, прогноз и др.).
  Информатизация общества, связанная с массовым применением различных типов современной компьютерной техники и средств коммуникации, характеризуется многими исследователями как «компьютерная революция».
  Понятие «информационное общество» появилось в 80-х годах прошлого столетия и характеризует те социальные изменения, которые произошли вследствие микроэлектронной революции. Синонимами этого понятия являются «супериндустриальное общество» (О.Тоффлер), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «посткапиталистическое общество» (Р. Дарендорф). Информационное общество пришло на смену трудовому обществу, в котором труд был главным систематизирующим фактором общества. Информационное общество, с одной стороны, требует новых идей, новых знаний, а с другой - новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний.
  Информатизация общества - глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современной компьютерной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (коммуникации).
  По мнению многих ученых информатизация общества обеспечивает: а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными областями, которая инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности и др.; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [1; 7-8].
  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи различной информации и обмена ею участниками системы образования с помощью современных средств информатизации в целях интенсификации функционирования системы образования.
  Средством информатизации образования является компьютеризация. Компьютеризация любого учреждения - реорганизация и совершенствование человеческой деятельности на основе активного применения ИТТС. Практика показывает, что трудности реализации в педагогическом процессе средств информатизации связаны с: а) необходимостью формирования постоянной потребности педагогов применять ИТТС в своей профессиональной деятельности; б) непрерывным повышением информационной компетентности педагогического процесса; в) организационными, психологическими, педагогическими, эргономическими, финансовыми, нормативными и правовыми вопросами использования ИТТС в педагогическом процессе.
  С расширением технической базы средств информатизации разрабатывались научно-педагогические подходы их применения в системе образования. Проведенный анализ литературных источников по данной проблеме показал, что информатизация педагогического процесса в настоящее время осуществляется, в основном, по трем направлениям: управление образовательным учреждением; научно-исследовательская работа; средство развития участником педагогического процесса (рис. 28).

Рис. 28. Области использования средств информатизации в системе образования

  Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга, при этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения. Многолетние исследования показывают, что наибольший эффект использования ИТТС в педагогическом процессе достигается при тесном взаимодействии компонентов в системе образования. Кроме того, качество информатизации образования зависит от педагогических возможностей компьютерных программ различного назначения и программно-технических возможностей информационных технологий и телекоммуникационных средств.
  Проведенный анализ современной психологической, педагогической и технической литературы показал, что наименее изученным и разработанным является третье направление, т.е. проблемы проектирования, создания и целесообразного применения в педагогическом процессе программного обеспечения учебного назначения. Эта проблема является основной в звене информатизации ОУч, а также при организации системы дистанционного обучения.
  При реализации третьего направления информатизации образования решается ряд взаимосвязанных задач: обеспечение ОУч современными средствами информатизации; целенаправленное проектирование педагогически полезного (целесообразного и эффективного) программного обеспечения учебного назначения; разработка теоретических основ использования в ОУч педагогически полезных программных средств учебного назначения; непрерывная подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы со средствами информатизации; создание научного дидактического и методического обеспечения процесса информатизации образования; организация управления процессом информатизации ОУч; разработка баз данных программных средств учебного назначения; создание в ОУч органа, который бы осуществлял организацию и контроль за процессом информатизации образовательного учреждения.
  Решение этих задач требует комплексных усилий не только ОУч, но и всего общества. Реализация вышеназванных задач позволит сформировать у обучающихся навыки грамотной работы с разного вида информацией с использованием современных средств информатизации, вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс, осуществлять свободный доступ к необходимой информации не только в информационных центрах своего ОУч, но и в центрах других стран мира, вести общение со сверстниками из других ОУч своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, работать совместно в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, формировать этику работы в телекоммуникационных сетях [5,6].
  В настоящее время стоит задача проектирования, конструирования и внедрения в реальную практику открытых систем образования. Эти системы дают обучающимся возможность выбора подходящей ему технологии обучения и создания индивидуальной программы самообразования и саморазвития. Опыт показывает, что реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможны лишь при соблюдении ряда условий. Назовем некоторые из них.
  1. Комплексный учет особенностей информационно-образовательной среды, в которой будет происходить обучения.
  2. Соблюдение принципа адаптации процесса обучения к индивидуально­типологическим особенностям личности обучающегося.
  3. Ускорение индивидуального освоения обучающимися общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию и конструированию законченных логических блоков по учебной дисциплине, в котором приведены базовые понятия и термины по данной области знаний в свернутом виде .
  Проектирование и конструирование открытых систем позволит их широко применять при открытом дистанционном обучении. При этом должен быть выполнен комплекс условий (нормативно-правовые, организационные, психолого-педагогические, финансовые, программно-технические, эргономические и др.), оказывающих существенное влияние на функционирование этого вида образования.

Вопросы для самоконтроля

  1. Воспроизведите и обобщите современные представления о содержании образования.
  2. Каковы критерии отбора содержания образования?
  3. Сформулируйте понятия знания, умения и навыки.
  4. Опишите структуру Государственного образовательного стандарта.
  5. Какие обязательные элементы отражаются в учебных планах?
  6. Назовите общие требования к составлению учебных программ и способы их построения.
  7. Что представляет собой учебно-методический комплекс? Опишите назначение его, состав, применение.
  8. Опишите особенности учебника: назначение, требования к составлению, структуру, критерии оценивания.
  9. Что такое учебное пособие и чем оно отличается от учебника? Какие бывают группы учебных пособий?
  10. Дайте определение информационных технологий и телекоммуникационных средств.
  11. Что такое информатизация общества, информатизация образования и чем они обеспечиваются?
  12. Назовите основные направления применения средств информатизации в сфере образования.

Литература

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: “Школа- Пресс”, 1997. - 205 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 224 с.
  3. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: Монография / М.П. Лапчик. - Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. - 294 с.
  4. Веряев А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: Монография А. А. Веряев. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 298 с.
  5. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теория, практика и перспективы развития: Монография / Э.Г. Скибицкий, В.В. Егоров. - Алматы: Гылым, 2004. - 221 с.
  6. Егоров В.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, Н.Э. Пфейфер, Л. А. Шкутина. - Караганды: Изд-во КарГУ, 2005. 228 с.

Назад Содержание Вперед