6.2. Классификация методов обучения
В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций [1, 61] (рис. 30).
Рис. 30. Классификация методов обучения
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется учебнопознавательная деятельность (или способ усвоения) обучающихся в усвоении ими изучаемой содержательной учебной информации. Эта классификация включает в себя пять методов [2]:
1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (рассказ, лекция, экскурсия и др.) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения - знания знакомство.
2. Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Он призван передать обучающемуся в готовом виде основную часть фонда способов деятельности, накопленных человечеством. Без этого фонда нельзя ни сохранить культуру, ни развить. Важно определить фонд навыков и умений, виды и последовательность их формирования, условия обучения применению в разных вариантах. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисования схем, чертежей, лабораторных работ по готовой инструкции. Уровень усвоения знаний второй - действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях.
Первый и второй метод - быстрые и экономные в обеспечении и усвоении готовых знаний, умений и навыков. Они часто реализуются в традиционной модели обучения.
3. Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал обучающихся и существенно отличается от первых двух уже рассмотренных. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью убедительности решения проблемы. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание. Уровень усвоения знаний третий - знание - умение.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания- трансформация.
5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания- трансформация.
По мнению П. И. Пидкасистого, наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
1. Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Они подразделяются на следующие виды: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой.
2. Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). Под наглядными методами обучения понимают также методы, при которых усвоение содержательной учебной информации находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными практическими методами обучения. Наглядные методы обучения можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: плакаты, таблицы, картин,карт зарисовок на доске и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, диафильмов и др.
3. Практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы [8].
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов (рис.31):
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающимися: а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); г) самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).
Рис. 31. Методы педагогического процесса (классификация по Ю.К. Бабанскому)
2. Методы стимулирования и мотивации: а) интереса к учению; б) долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический [14].
Важную роль в педагогическом процессе играют методы воспитания, которые представляют собой совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. На рис. 32 представлена классификация методов воспитания.
Рис. 32. Классификация методов воспитания
Для обоснования критериев выбора методов обучения важно знать место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании процесса обучения. Схематический выбор методов обучения показан на рис. 33.
Рис. 33. Выбор методов обучения
Выбор метода обучения зависит от: 1) общих целей образования, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики; 2) специфики изучаемого учебного предмета (дисциплины); 3) особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых её спецификой требований к отбору общедидактических методов; 4) цели и задач содержания учебного материала конкретного занятия (урока); 5) времени, отведенного на изучение того или иного учебного материала; 6) возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающихся; 7) уровня подготовленности обучающихся (образованности, воспитанности, развития); 8) материальной оснащенности ОУч, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе средств информатизации; 9) возможностей и особенностей педагога, уровня теоретической и практической его подготовленности, методического мастерства и личных качеств - профессиональная компетентность педагога [8].
В современной педагогической практике построение системы методов обучения осуществляется в соответствии с технологической логикой образовательного процесса. Такой подход позволяет программировать два относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных процесса - с одной стороны, превращение знаний в прочные умения, навыки и привычные действия, а с другой - переход знаний в личные убеждения. Этим обеспечивается целостность процесса формирования личности. Смысл методики обучения в технологической последовательности состоит в планомерном и заранее программируемом переходе методов деятельности педагогов к методам деятельности коллектива и от них к методам - самоорганизации и самостоятельности самых обучающихся.
Назад | Содержание | Вперед |