8.2. Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся
Обучение - процесс эмоционально-интеллектуального взаимодействия, в котором находятся минимум два объекта. Каждый из них взаимодействует еще с другим. Поэтому, рассматривая систему «педагог - обучающийся» под учащимся понимается коллективный субъект взаимодействия (один обучающийся, несколько обучающихся, вся учебная группа (класс)).
Характеристикой взаимодействующих сторон является активность, осознанность, целеустремленность, инициативность, ответственность, согласование действий. Контакт между личностями (педагог - обучающийся) несет эмоциональное и интеллектуальное проявление.
Взаимодействие в процессе обучения протекает в форме общения (коллективное и индивидуальное) и сотрудничества. При этом не исключается противоборство, противостояние и конфликт.
Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия целесообразно рассмотреть с позиции теории рефлексивного управления, так как она учитывает тот важный факт, что в процессе обучения взаимодействуют сознательные личности.
Содержание понятия рефлексивного управления раскрывается через описание общетеоретического термина «рефлексия». В Большой советской энциклопедии дается следующее определение: «Рефлексия (лат. reflexio обращение назад, отражение) - форма теоретической деятельности общественного развития человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека» [2, 551].
Термин «рефлексии» давно бытует в педагогике и психологии, Особенно популярным оно стало в последнее десятилетие. Для описания модели эмоциональноинтеллектуального взаимодействия представляет интерес работа М. С. Дмитриевой, в которой обосновывается необходимость различать саморефлексию педагога и обучающегося, взаимную рефлексию и ее уровни [3].
Одним из важных моментов рефлексивного управления состоит в том, что каждая личность не только осознает самого себя, но отражает самое себя с точки зрения другой взаимодействующей с ней личности. Для анализа взаимодействия педагога и обучающегося важную роль играет взаимная рефлексия. М.С. Дмитриева пишет «Рефлексия проявляется в двух видах: саморефлексия личности и рефлексия личности с ней взаимодействующей. Последняя понимается как взаимная рефлексия». Она строится на основе «адекватной имитации рассуждений коллег» [3, 92].
В процессе взаимодействия тот из партнеров сохраняет за собой ведущее положение, кто способен имитировать в своем сознании больше мыслительных моделей взаимодействующего с ним субъекта. В теории игр с непротивоположными интересами доказана теорема о существовании трех и только трех уровней рефлексии в системе, состоящей из двух партнеров «начальник и подчиненный». В ней уровни рефлексии представлены следующим образом:
«а) исполнитель знает действия начальника;
б) исполнитель знает, что начальник делает свой выбор в зависимости от того, как зависит выбор исполнителя от действий начальника» [3, 167].
Описанную модель можно применить для описания уровней рефлексии в процессе эмоционально-интеллектуального взаимодействия обучающегося и педагога. Она будет выглядеть так.
Пусть Х - педагог, Дх - деятельность педагога, У - учащийся и Ду - его учебная деятельность. Первый уровень взаимной рефлексии имеет две составляющие: Дух
Дху, где Дух означает, что педагог знает действия учащегося; а Дху - учащийся знает действия педагога. Второй уровень взаимной рефлексии состоит в имитации каждым субъектом мыслительных моделей другого, построенных на предыдущем уровне: Дхух --- Духу. Составляющая Дхух означает, что педагог знает, что учащийся делает свой выбор в зависимости от действия педагога; Духу - учащийся знает, что педагог делает свой выбор в зависимости от действий учащегося. Составляющие третьего уровня взаимной рефлексии Духух --- Дхуху интерпретируются так: Духух - педагог знает, что учащийся делает свой выбор в зависимости от того, как зависит выбор педагога от действий учащегося. Дхуху - учащийся знает, что педагог делает свой выбор в зависимости то того, как зависит выбор учащегося от действий педагога.
В идеале модель взаимной рефлексии педагога содержит составляющие всех трех уровней, чтобы педагог имел интеллектуальное превосходство над обучающимся и успешно осуществлял управляющие функции. Теория рефлексивного управления является обоснованием включения в модель процесса обучения третьей составляющей - модели эмоционально-интеллектуального взаимодействия.
Аналитический обзор исследований позволяет выделить в структуре модели эмоционально-интеллектуального взаимодействия три содержательные составляющие: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, каждая из них в свою очередь описывается приемами, способами, действиями, традициями, через которые реализуется.
Перцептивная составляющая включает взаимовосприятие и понимание людьми друг друга; интерактивная связана со эмоционально-интеллектуальным взаимодействием педагога и обучающегося в их совместной деятельности, согласованность действия, прогнозирование поведения друг друга; коммуникативная характеризуется особенностями передачи и приема информации в процессе обучения.
В межличностном общении педагога и обучающегося нередко возникают ошибки восприятия и понимания друг друга. К ним относятся, в частности следующие:
- эффект «ореола», заключающийся в том, что положительный герой всегда прав, а отрицательный не прав. Так педагог с недоверием и предубеждением относится к «слабым студентам» и менее критичен к «сильным»;
- ошибка предубеждения проявляется в случаях, когда педагог строит общение с обучающимся, ориентируясь на чужое мнение, например, своих коллег;
- ошибка первого впечатления состоит в том, что представление, сформировавшееся об обучающемся при первом контакте, может быть неверным, но оно сказывается на дальнейшем общении;
- эффект снисхождения наблюдается в излишней лояльности в отношениях с обучающимися в силу личных симпатий;
- логическая ошибка приводит к тому, что педагог экстраполирует отдельные ситуативные проявления личности на другие условия [4].
Установлено, например, что при оценке интеллектуальных особенностей обучающихся педагог ошибается в 66% случаев, при этом недооценивает «слабых» и переоценивает «сильных» [5]. Поэтому важное место в организации и управлении процессом обучения должна занять психологическая служба, помогающая педагогу избежать тех ошибок, которые можно предупредить с помощью психодиагностики.
Назад | Содержание | Вперед |