5.1. Требования к формированию содержания образования
Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. В педагогической литературе термин “содержание образования” трактуется как специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере; тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений и навыков, личностных качеств; система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения; часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему и др.
Основными направлениями содержания воспитания, обучения и образования являются: физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание.
Составные части содержания каждого направления воспитания являются следующие: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность. Рассмотрим их содержание.
Знания в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения.
Умения — владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки, Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизнедеятельности человека.
Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Рассмотрим требования к формированию содержания образования, которое должно: 1) на всех ступенях быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности; 2) строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения. Учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции личности обучающегося; 3) по каждому учебному предмету (дисциплине) соответствовать логике и системе той или иной науки, строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами (междисциплинарные связи); 4) теорию соединять с практикой, обучение - с физическим трудом; 5) соответствовать возрастным возможностям и индивидуальнотипологическим особенностям обучающихся; 6) общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации обучающихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственноэстетической культуры. Техническое образование знакомит обучающихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда. Профессиональное образование направлено на подготовку человека к определенной профессиональной деятельности, на усвоение необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.
Государственный образовательный стандарт
Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.
Под образовательными стандартами понимают нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Государственные стандарты - ГОСТы - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, ОУч и педагоги, родители и сами обучающиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.
Образовательные стандарты не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах. Образовательные стандарты в нашей стране получили конституционное закрепление и они толкуются как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.
В Российской Федерации они обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты.
Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников учебных заведений. Например, федеральный образовательный стандарт по гуманитарным дисциплинам (стандарты Российской Федерации 4-го поколения) включают следующие дисциплины: философия, история отечества, иностранные языки, физическая культура, экономические дисциплины.
Введение ГОСТов в образовательную политику Российской Федерации позволяет: оценить состояние системы образования; обеспечить права граждан на полноценное образование; сохранять единое образовательное пространство России; гуманизировать образование; управлять системой образования; повышать качество образования.
Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям. По действующему в России законодательству федеральным стандартом содержания образования предусмотрен обязательный набор учебных дисциплин.
В связи с введением стандартов ученым и практикам отечественной системы образования предстоит определить ряд его областей: длительность образования, варианты его в рамках общих требований, границы свободного и обязательного, технику мониторинга и аттестации знаний выпускников. В ходе отработки всего комплекса стандартов не исключена опасность потери главного ориентира - всестороннего развития личности обучающегося в соответствии с требованиями национального и международного целеполагания.
Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принудительных критериев профессионализма, с неповторимостью личности обучающегося и педагога. К его практическому решению должны быть готовы все категории специалистов, чья деятельность опосредованно или непосредственно связана с воспитанием подрастающих поколений.
Назад | Содержание | Вперед |