11.1. Планирование и организация научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении
Изменения социально-экономической ситуации в стране требует от образовательных учреждений творческого подхода к процессу повышения качества подготовки обучающихся. Для того чтобы учебное заведение выполняло эту миссию, необходимо создать организационно-педагогические условия, которые бы узаконили педагогическое творчество и направили его через связь педагогической науки и практики образования.
Проведенные исследования позволили выявить, какие задачи образовательное учреждение может решать с помощью науки, и какие услуги наука может предложить образовательному учреждению. К таким услугам относятся:
- обоснование, объяснение и проверка на полезность создаваемых практиками- педагогами образовательных инноваций;
- прогнозирование развития образовательного учреждения (структура, направления деятельности, виды образовательных услуг и др.);
- проведение независимой экспертизы качества образования, обеспечиваемого образовательным учреждением;
- проектирование и конструирование мониторинга динамики развития образовательного учреждения и педагогического коллектива;
- информирование педагогического коллектива о результатах психологопедагогических исследований;
- внедрение инноваций в педагогический процесс образовательного учреждения и оценка их полезности;
- разработка научно-методического сопровождения педагогических инноваций;
- повышение квалификации педагогов в области методологии и технологии исследовательской деятельности;
- проведение локальных изысканий конкретных педагогических проблем, возникающих в данном образовательном учреждении;
- консультирование по текущим проблемам образовательного учреждения [2].
Результативность осуществления научно-исследовательской и научноэкспериментальной деятельности в образовательном учреждении обеспечивается при выполнении следующих условий:
- их цели и задачи органично вытекают из реально существующих в практике образовательного учреждения противоречий и направлены на их разрешение;
- выполнение исследовательских функций педагогами-практиками имеет нормативно-правовое обеспечение;
- педагоги имеют достаточно высокую инновационную готовность;
- руководство образовательного учреждения способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного изыскания;
- научное руководство процессом изысканий осуществляется квалифицированным ученым-исследователем;
- высокий уровень методолого-теоретического, материально-технического и финансового обеспечения проведения научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы.
Схематично организацию научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении можно представить следующим образом (рис. 69).
При планировании научно-исследовательской работы (НИР) в образовательном учреждении особое внимание следует уделить анализу условий ее проведения. К таким условиям относятся: мотивационное, кадровое, материально-техническое, научнометодическое, дидактическое, финансовое, организационное, нормативно-правовое и информационное виды обеспечения. Они должны учитываться в комплексе.
Рис. 69. Обобщенная схема научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы в общеобразовательном учреждении
Из вышесказанного следует, что планирование НИР в образовательном учреждении должно осуществляться в комплексе с системой информационной и методической работ.
Для проведения НИР в образовательном учреждении составляется план-график с учетом вышеназванных условий и вида выполняемых работ. На основе плана разрабатывается график его выполнения (планирование выполнения каждой задачи во времени) (рис. 70).
Рис. 70. Форма плана-графика выполнения научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении
Организатор научно-исследовательской работы в образовательном учреждении должен решать следующие основные задачи:
1. Освоить самому методологию и методику научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы.
2. Обучить технологии проведения научного исследования педагогические кадры данного образовательного учреждения, которые будут привлечены к НИР.
3. На сугубо добровольной основе сформировать коллектив исследователей из числа педагогических работников образовательного учреждения.
4. Спланировать весь комплекс научных исследований, необходимых для данного учебного заведения на данном этапе.
5. Оказать помощь и спланировать индивидуальные исследования каждого участника научного коллектива.
6. Обеспечить мониторинг выполнения всех планов.
8. Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность своего образовательного учреждения.
9. Организовать различного вида обеспечение процесса НИР в образовательном учреждении.
10. Разработать документацию отчетности о результатах проведения НИР.
При решении вопросов организации научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы руководитель определяет два возможных пути:
1. Взять готовый имеющийся материал по научным публикациям, по материалам имеющегося в стране передового педагогического опыта, адаптировать его и внедрить в свое образовательное учреждение.
2. Разработать самостоятельно инновацию и реализовать ее в своем образовательном учреждении.
Кроме того, руководитель определяет, в каких масштабах предполагается организовать научно-исследовательскую и научно-экспериментальную работу в образовательном учреждении. По мнению М.М. Поташника, можно выделить три стратегии:
1. Стратегия локальных изменений. Предполагает введение лишь отдельных инноваций, позволяющих повысить эффективность отдельных участников деятельности образовательного учреждения (применение деловых игр в обучении и т.д.). При выборе данной стратегии организатор научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы должен работать лишь с отдельными педагогическими работниками, а общий план экспериментальной работы в образовательном учреждении будет состоять из отдельных сравнительно разрозненных тем.
2. Стратегия модульных изменений. Предполагает внедрение определенных комплексов нововведений, возможно не связанных или мало связанных между собой (введение нового предмета или новой специальности и т.д.). При выборе данной стратегии организатор научно-исследовательской и научно-экспериментальной работы должен создавать сравнительно небольшие исследовательские коллективы и осуществлять общее руководство их деятельностью. При этом план экспериментальной работы учебного заведения будет состоять из отдельных блоков - модулей по каждому направлению решаемых проблем.
3. Стратегия системных изменений. Предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения, пересмотр всей его учебной и воспитательной деятельности и взаимосвязи всех участников работы (преобразование школы в гимназию и т. д.). При выборе данной стратегии в научно-исследовательскую деятельность должна быть включена значительная, если не большая часть педагогического коллектива, а план научно-экспериментальной работы должен представлять собой нечто единое целое. Каждая тема, включенная в этот план, должна быть направлена на решение вполне определенной задачи таким образом, чтобы вся совокупность тем и соответственно полученных по ним результатов достаточно полно отражали сущность поставленной проблемы (как преобразовать одно образовательное учреждение в другое) [13].
После определения стратегии планируемых изменений организатор формулирует общую единую тему научно-исследовательской или научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.
Существенной особенностью научной деятельности, которую должен всегда учитывать руководитель - это разный уровень подготовки членов исследовательского коллектива. Здесь должно работать правило: каждый участник исследовательского коллектива должен иметь самостоятельный участок научной работы - самостоятельную тему исследования, целиком за нее нести ответственность и самостоятельно распоряжаться её результатами, в том числе и публиковать их под своим именем.
После определения типа стратегии изменений организатор разрабатывает общую программу научно-исследовательской работы в образовательном учреждении как относительно короткий текстовый документ, в котором раскрываются общие цели и направления исследований
При разработке содержания научно-исследовательской и научноэкспериментальной работы в образовательном учреждении целесообразно руководствоваться теоретическими положениями, изложенными в работах следующих авторов: Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Н. Кузнецов, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, В.Ю. Огвоздин, Е. Сидоренко, М.Н. Скаткин, В.С. Черепанов, В.А. Штофф, Ярошевский В.Г. и др.
Примерная схема организации и проведения научно-исследовательской работы в образовательном учреждении показана на рис.71.
Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении
При проведении научно-экспериментальной работы осуществляются следующие мероприятия:
- проектирование и разработка последовательности действий, необходимых для проведения эксперимента;
- выбор методов математической статистики, в которых разрабатываются методики оптимизации планов экспериментаторов для оценки функции и параметров, выражающих зависимость между различными величинами.
Планирование эксперимента предполагает последовательность решения следующих вопросов (после формулировки цели, задачи и исходной гипотезы исследования):
1. Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной (а также контрольной) группы.
2. Выделение переменных, оказывающих существенное влияние на эксперимент (условия).
3. Выбор метода выравнивания не экспериментальных переменных.
5. Определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации.
6. Подбор индикаторов и способов контроля протекания эксперимента.
7. Установление методов фиксации и проверки эффективности результатов.
План эксперимента должен включать:
- построение гипотезы, формулирование цели и задач эксперимента;
- создание программы эксперимента;
- определение места и времени проведения эксперимента и его объем;
- установление характеристик участвующих в эксперименте педагогов и обучающихся;
- описание материалов, используемых для эксперимента;
- разработка путей и способов фиксирования результатов исследования;
Рис. 71. Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении
- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;
- осуществление эксперимента;
- методику наблюдения, тестирования и т. п. в ходе эксперимента;
- описание методики обработки результатов (количественная и качественная обработка) эксперимента;
- обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов;
-оформление полученных результатов эксперимента;
- определение сферы применения результатов эксперимента.
Опыт показывает, что наиболее сложным этапом эксперимента является разработка программы эксперимента. Для примера приведем программу эксперимента, разработанную А. Сиденко (рис. 72).
Подбор участников эксперимента (обучающихся) в практике осуществляется двумя способами:
- вычисляется средний балл по данной области знаний у предполагаемых участников эксперимента;
- по среднему значению выполнения теста на интеллект.
В научно-экспериментальную группу входят: педагог-предметник, психолог, эргономист, методист и др.
Разработка документации на проведение эксперимента
Для проведения эксперимента в образовательном учреждении необходимо провести ряд мероприятий. К ним можно отнести:
1. Отрабатывается приказ о проведении эксперимента в учреждении. Он включает: наименование темы исследования, количество и фамилии участников, место, руководитель, сроки, обязанности участников, итоговые результаты и материальнотехническое обеспечение.
2. Разрабатывается программа эксперимента. Она представляет собой документ на 5- 7 страниц. Он включает в себя: тему исследования; её актуальность; замысел исследования (исходные факты, его основную идею, теоретическую концепцию); методологический аппарат исследования (противоречия, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, ведущие задачи, методологические и методические основы); технологический аппарат (методы, основные этапы, а также внедрение и апробация полученных результатов изыскания); качественные параметры исследования (научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность полученных результатов); положения, выносимые на защиту (рис. 72).
Технологическое обеспечение теоретической концепции включает:
- предполагаемый объем и характер опытно-экспериментальной работы;
- критерии эффективности введения предполагаемых инноваций;
- ожидаемые результаты;
- сроки и виды их литературного оформления.
Подбор площадок
Выбор площадок зависит от вида решаемых задач в процессе эксперимента, материально-технического и информационного обеспечения, уровня подготовки участников эксперимента.
Мероприятия по обеспечению эксперимента
С целью успешного проведения эксперимента в образовательном учреждении осуществляются следующий комплекс мероприятий: нормативно-правовые; материальнотехнические; мотивационное; информационное; организационное; финансовое; кадровое; научно-методическое.
Рис. 72. Программа эксперимента
Общая схема проведения научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении представлена на рис. 73.
Рис. 73. Организация эксперимента в образовательном учреждении
Назад | Содержание | Вперед |