9.1. Контроль в обучении
В традиционной отечественной дидактике используются термины: контроль, проверка и оценка и учет знаний. Рассмотрим кратко содержание этих дефиниций.
Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора [1, 292]. В отечественной педагогике контроль обучения понимается как: административно-формальная процедура проверки работы педагога и учреждений;
функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений; составная часть, компонент процесса обучения, органически связанный с изучением программного материала его осмыслением, закреплением и применением; формирование навыков и умений. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной области знаний (программе, предмету).
В кибернетическом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи (ОС), характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебно-познавательной деятельностью обучающихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающихся). Он имеет место на всех этапах (стадиях, звеньях, циклах) процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.
Контроль трактуется в дидактике как педагогическая диагностика. В этом случае важную роль играет постановка целей обучения.
В. П. Беспалько считает, что цель педагогического процесса поставлена диагностично, если соблюдаются следующие условия:
а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно и однозначно отдифференцировать от любых других качеств личности;
б) имеются способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
в) возможно количественное измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения [2, 31-32].
По мнению В.П. Беспалько, иерархия целей в педагогической системе образовательного процесса может быть представлена следующим образом (рис. 60) [2, 42].
Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки, ее содержание, видах, методах и формах контроля, об измерениях, об успешности обучения и неуспеваемости обучающихся.
Общеизвестно, что основными задачами контроля являются: определение пробелов в обучении; коррекция процесса обучения; планирование последующего обучения; рекомендации по предупреждению неуспеваемости.
Педагогические требования к контролю в процессе обучения, обеспечивающие высокие результаты:
а) индивидуальный характер контроля;
б) систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах обучения, сочетание его с другими сторонами учебно-познавательной деятельности обучающихся;
в) разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающего выполнение обучающей, развивающей и воспитательной функций;
г) всесторонность контроля, Он должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний и практических умений и навыков;
д) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и индивидуальные качества обучающегося;
е) единство требований педагогов, осуществляющих контроль за учебной работой обучающихся в данном классе (группе); педагогически тактическим, деловым;
ж) экономичным по затратам времени педагога и обучающегося, обеспечивающим анализ проверочных работ и их оценку в сравнительно короткое время;
з) объективным и обоснованным.
Содержание контроля
Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения; спецификой учебного предмета; уровнем подготовки и развития обучающихся.
В педагогической практике при осуществлении контроля обычно ставится вопрос, что именно проверяется в обучении с помощью контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения навыки обучающихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по учебному предмету.
В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. По мнению П.И. Пидкасистого, к этому направлены усилия современной отечественной дидактики.
Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формировались в терминах поведения, наблюдаемых действиях обучающихся. В этом случае может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т. е. может быть установлен уровень сформированности знаний.
С 50-х гг. прошедшего столетия идет разработка таксономии целей обучения за рубежом (Б. Блюм) именно на основе такого подхода: диагностично поставленные цели позволяют осуществлять объективное обнаружение и оценивание ступени их достижения.
В когнитивной области: проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним.
Кроме знаний, содержание проверки достижений является:
1) социальное и общепсихологическое развитие обучающихся;
2) сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.
Назад | Содержание | Вперед |