9.2. Функции и виды педагогического контроля

  В целом функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса. В педагогике различают следующие функции контроля:
  1. Проверочная (инспекторская) функция. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся и педагогов. Но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного контроля.
  2. Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение. Дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.
  3. Развивающая функция. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.
  4. Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.
  5. Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога. Позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.
  В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый. Рассмотрим кратко их содержание.
  1. Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства образовательным процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Анализ данных предварительного контроля позволяет также педагогу вносить изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.
  2. Текущий контроль позволяет иметь непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, оперативно вносить изменения в процесс обучения. Текущая проверка - это не столько инспекция, сколько обучение, так как она связана с закреплением, повторением и анализом учебного материала. К текущему контролю предъявляются два требования: а) он не должен сводится к формальному, механическому зазубриванию учебного материала; б) он должен проводится систематически, регулярно. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.
  3. Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по данной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть). Примером рубежного контроля могут служить коллоквиумы, контрольные задания, рефераты по теме, графические работы, контрольные работы и т. п. В нем учитываются и данные текущего контроля.
  4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов процесса обучения по отдельной учебной дисциплине или циклу дисциплин. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Итоговый контроль - интегрирующий. По нему судят об общих достижениях обучающегося. Как правило, он осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных и выпускных экзаменах, защите дипломного проекта и т. п.
  Анализ литературы показывает, что существуют различные точки зрения к классификации контроля. Для примера покажем классификацию, предложенную В. Оконем (рис. 61) [3].

Рис. 61. Виды контроля (В. Оконь)

Назад Содержание Вперед