10.4. Индивидуализация и активизация самостоятельной учебной работы
В странах Западной Европы и США проблема СУР обучающихся решается в основном в рамках индивидуализации обучения. Основное внимание переносится с фронтальных занятий на индивидуальную или групповую работу и др.
По мнению американских и английских дидактов самостоятельная учебная работа - самоуправляемая учебная деятельность, тогда как виды учебной работы, управляемые другими, являются прямой ее противоположностью.
Объем СУР может быть различным (от выполнения краткосрочного задания до самостоятельного усвоения целого факультативного курса). Практикуется самостоятельное использование различных источников пополнения знаний, в том числе и ресурсов Интернет, вне образовательного учреждения. В некоторых случаях обучающиеся освобождаются от занятий сроком на 6 недель для самостоятельного выполнения «проектного» задания. В результате такой работы составляется отчет, представляемый родителям и педагогам.
Типология заданий разнообразна, но все они предполагают достижение обучающимися поставленной перед ними цели. Преобладают работы по выбору, индивидуально инструктируемая работа, подготовительная, семинарская (обучающихся знакомят с результатами своей работы) и «поисковые» работы по развитию специальных способностей (работа по своему плану).
Индивидуализация самостоятельной учебной работы предполагает: а) аудиторные занятия должны обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума СУР всеми обучающимися; предусмотрено усложнение для лучших; б) необходимость регулярного контроля успешности выполнения СУР и индивидуальных консультаций; в) разработку четких методических указаний по ее выполнению. Обучающимся младших курсов следует дать график СУР, а старшекурсники должны составить план работы самостоятельно; г) пакет домашних заданий должен содержать весь объем заданий, перечень всех знаний, умений и навыков, совокупность требований, оценок; выдачу пакета в начале семестра с указанием предельных сроков выполнения; д) определение исходного уровня обученности обучающихся, осуществления педагогической диагностики и индивидуализированых заданий; е) задания для СУР должны включать обязательно для всех базовую часть и факультативную (рекомендательную) для более подготовленных; з) наиболее успешным обучающимся рекомендуется участвовать в научно-исследовательской работе студентов.
Активизация самостоятельной учебной работы предполагает:
1. Обучение методам СУР: задание временных ориентиров выполнения задания для выработки умений, планировать временные затраты самостоятельно.
2. Убедительная демонстрация СУР для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками.
3. Проблемное изложение содержательной учебной информации, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
4. Применение операциональных формулировок законов и определений с целью установления однозначных связей теории и практики.
5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссия, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры, проекты и т. д.).
6. Разработка и ознакомление обучающихся со структурно-логическими схемами учебной дисциплины, ее разделов и тем, применение видиоряда.
7. Выдача обучающимся методических указаний, разработок, содержащих подробный алгоритм, постепенное уменьшение разъяснений с целью приучения обучающихся к самостоятельности.
8. Разработка комплексных учебных пособий для СУР, содержащих теорию, методические указания, задачи для решения.
9. Создание методических пособий междисциплинарного характера, с указанием практической значимости различных тем и разделов.
10. Индивидуализация СУР.
11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными и недостающими данными, включение задач повышенной трудности.
12. Постановка перед аудиторией контрольных вопросов после каждой лекции.
13. Чтение фрагмента лекции (15-20 мин) обучающимися после предварительной подготовки с помощью педагога.
14. Присвоение наиболее продвинутым обучающимся статуса «обучающийся- консультант».
15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения.
16. Проектирование и создание современных средств информатизации для обучения в условиях СУР (формирование знаний, самоконтроль и т.д.).
Организационные формы самостоятельной учебной работы студентов
Следует выделить две основные формы СУР:
1) традиционная, которая протекает в произвольном режиме, вне аудитории, в удобное для обучающегося время;
2) аудиторная самостоятельная учебная работа под контролем педагога, в условиях которой обучающийся имеет возможность получить немедленно консультацию у педагога.
Реализация ее вызвала серьезные трудности, так как не была создана теоретикометодологическая база. В работе [3] описываются особенности второй формы, реализуемой в Санкт-Петербургском техническом университете. Опыт работы вуза заслуживает внимания.
Для проведения СУР под контролем педагога разработана традиционная методика СУР, обозначенная С2 и СУР, контролируемая аудиторную самостоятельную работу - С1. Занятия в форме СУР под контролем педагога занимают промежуточное положение между традиционными аудиторными занятиями и С2.
На С1 информацию обучающиеся добывают сами, пользуясь рекомендованными источниками. Педагог присутствует на занятии, оказывает методическую и консультационную помощь, организует и контролирует деятельность обучающихся. Консультации ведутся индивидуально, в особо сложных случаях - для всех.
Разработчики предлагают следующие формы С1:
1. Изучение отдельных разделов учебной дисциплины при наличии учебника, учебники в режиме 1 часа лекции заменяются 0,5 часа С1 и 0,5 часа С2. Форма контроля традиционная.
2. Интенсификация обучения достигается за счет раздаточного учебного материала. Рекомендуется использовать для специальных и узкоспециальных дисциплин, вместо 1 часа лекции 1 час С2. Объем раздаточного учебного материала 5-8 страниц машинописного текста на каждую сокращенную лекцию. Контроль традиционный: консультации, индивидуальные задания, зачет и экзамен.
3. Изучение теории по учебной и научной литературе при выполнении расчетных заданий, рефератов и курсовых проектов. При этом 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С1 и 0, 5 часа С2. Формы контроля: зачет, защита заданий, рефератов и проектов.
4. Подготовка к лабораторным работам и оформление отчетов непосредственно на рабочем листе под руководством педагога. Имеются специальные методические разработки с указанием для студентов. Распределение времени: 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С1 плюс 0,5 часа С2.
5. Индивидуальное выполнение лабораторных работ. При этом вместо 1 часа аудиторных занятий планируется 0,5 часа С1 и 0,5 часа в лаборатории или, оставив число часов в лаборатории неизменным, замена 1 часа С2 на 1 час С1.
6. Изучение новейшей техники по описаниям (на рабочих листах в вузе или предприятии) с консультациями педагога. Из лекционного курса убирается описательная часть. При этом 1 час лекции заменяется на 1 час С1.
7. Аудиторное проектирование под руководством педагога в специальной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и средствами САПР. Вместо 1 часа С2 планируется 1 час С1.
8. Применение технических средств обучения и автоматизированных обучающих систем для активного контроля результатов С1. Затраты труда педагога учитываются в разделе методическая работа индивидуального плана.
9. Информатизации образования с целью углубления знаний по данной предметной области. Для общенаучных и общеинженерных дисциплин перспективно применение пакетов прикладных программ с элементами обучения и целостных компьютеризированных курсов.
10. Активные методы обучения: деловая игра, дискуссия, подготовленные студентами семинары, лекции и др.
Пути дальнейшего совершенствования самостоятельной учебной работы студентов
В настоящее время деятельность вузов направлена на совершенствование СУР, увеличение ее удельного веса. Наибольшее внимание заслуживает организация СУР на младших курсах. Можно выделить ряд предложений, рекомендаций, уже сложившихся направлений: организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС, к реальному проектированию по заказам предприятий; включение СУР в учебные планы и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах; создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СУР; разработка интегрированных межкафедральных СУР; модульно-рейтинговый контроль СУР; ориентация лекционных курсов на СУР; коллегиальные отношения педагога и обучающегося; разработка заданий, предполагающих нестандартные задания; индивидуальные консультации педагога и пересчет его индивидуальной нагрузки с учетом СУР; проведение занятий, предполагающих предварительную самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме учебной дисциплины.
Назад | Содержание | Вперед |