10.3. Условия успешности самостоятельной учебной работы
Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, составляет во всем мире 1:3,5. Это обосновывается огромным дидактическим потенциалом (развитие постоянного интереса и мотивации к познавательной деятельности, овладение процессами познания, формирование познавательных способностей, углубления и расширения знаний и т. д.) и необходимостью достижения цели - развитие умений самостоятельно учиться.
Для организации самостоятельной учебной работы кафедра разрабатывает:
1. Системы заданий для СУР по различным областям знаний;
2. Темы рефератов, докладов, направления проведения научно-исследовательской работы студентов;
3. Инструкции и методические указания для выполнения СУР;
4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;
5. Списки обязательной и дополнительной литературы.
6. Организация контроля.
Условиями результативной самостоятельной учебной работы являются: ее мотивированность; четкая постановка познавательных целей и задач; знание обучающимися способов осуществления СУР, алгоритмов и методов; четкое определение объема работы, формы отчетности, сроков представления результатов; определение видов консультаций: установочные, тематические: проблемные; введение критериев оценки качества СУР, отчетности и др.; виды и формы контроля (контрольные работы, семинары, коллоквиумы, зачеты и др.); комплексный подход к организации СУР по всем формам аудиторной работы; качественное дидактико-методическое обеспечение (рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, энциклопедии, компьютерная поддержка по различным областям знаний и др.); наличие специализированных помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и др.); создание особого расписания (сдвоенных и строенных уроков (занятий), свободного дня работы в библиотеке и т.д.); профессиональная готовности педагогов к проведению СУР; обеспечение образовательных учреждений современными средствами информатизации образования; умение обучающихся работать с основными источниками информации; сформированность у обучающихся организационно-управленческих умений осуществления самостоятельной учебной работы.
В процессе выполнения самостоятельной учебной работы необходимо проведение следующих мероприятий:
1. Диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении совокупности знаний, получаемых в образовательном учреждении.
2. Установление собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения образовательного учреждения времени.
3. Определение цели СУР - ближайшей и отдаленной.
4. Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и его обоснование для себя.
5. Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы СУР.
6. Утверждение форм и времени самоконтроля.
7. Прогнозирование дальнейших путей совершенствования самостоятельной учебной работы обучающихся.
Назад | Содержание | Вперед |