8.6. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

  В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т. д.
  Определенные К. Левиным в 40-е годы стили руководства относились, прежде всего, к типу принятия решения руководителя: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих исследованиях были введены такие их определения как директивный, коллегиальный и разрушительный. Однако применительно к деятельности (поведению), взаимодействию, общению чаще всего используются предложенные К. Левиным обозначения стилей, В стиле выделяют две стороны:
  — содержательная;
  — техническая, т.е. формальная (приемы, способы).
  Е.А. Климов, В.С. Мерли и другие выделяют различные функции стилевых проявлений; инструментальную, компенсаторную, системообразующую и интегративную. Также выделяется структурная организация стиля.
  Индивидуальный стиль деятельности, по Е.А. Климову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят индивидуально-типические особенности, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деятельности.
  Г.Б. Морозова отмечает, что в ситуациях затруднений и конфликта люди выявляют десять индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, стиль подавления, стиль соперничества, стиль защиты.
  Существенно, что эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску. Они определяют и общий эмоциональный фон стиля педагогической деятельности, педагогического общения.
  Применительно к поведению, деятельности, общению наиболее общими являются определения типов стиля (в совокупности его формальной и содержательной сторон), предложенные К. Левиным. Дифференция стиля связывается со спецификой характера взаимодействия людей и их индивидуально-типическими особенностями, например, акцентуацией характера.
  Стиль педагогической деятельности включает: стиль управления; стиль общения; когнитивный стиль; стиль саморегуляции.
  Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
  а) индивидуально-типические особенности педагога (личностные, поведенческие);
  б) особенностей самой деятельности;
  в) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень подготовленности и т.д.).
  В педагогической деятельности эти особенности соотносятся также с:
  — характером взаимодействия (субъектные взаимодействия в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся);
  — характером организации деятельности;
  — уровнем предметно-профессиональной компетентности педагога;
  — характером общения.
  Под стилем общения понимается индивидуально-типические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося.
  Стили педагогической деятельности прежде всего дифференцируются на три общих рассмотренных выше вида:
  1) авторитарный;
  2) демократический;
  3) либерально-попустительский.
  Приведем их описание по А.К. Марковой [10, 30-34].
  Демократический стиль. Обучающийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Педагог привлекает обучающихся к принятию решений. Учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества обучающихся. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У педагогов с этим стилем руководства обучающиеся чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Педагоги больше обращают внимание на свои профессиональные умения. Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
  Авторитарный стиль. Обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений обучающихся, не обосновывает свои действия перед ними. Вследствие этого они теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли педагога, обнаруживают низкую самооценку и агрессивность. При этом стиле руководства силы обучающихся направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, научение. Для него характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Педагоги с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
  Либеральный стиль. Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам. Организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляют без системы, проявляет нерешительность, колебания. В аудитории неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
  Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования — к партнерству — и до отсутствия направленного воздействия. Они также предполагают доминирование либо монологический, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Калик [11, 97-100]. К этим стилям относятся:
  1) стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с обучающимися, что является выражением отношения педагога к своему делу, к своей профессии;
  2) стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешного взаимодействия педагога с аудиторией. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми;
  3) стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля который, благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватной самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;
  4) стиль общения — устранение и заигрывание. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
  А.К. Маркова и А.Я. Никонова предложили деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера [10, 180-190]. Авторами в основу различения стиля в труде педагога были положены следующие основания:
  — содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
  — динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость
  и др.);
  — результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также интерес обучающихся к учебному предмету).
  На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей:
  а) эмоционально-импровизированный стиль;
  б) эмоционально-методический стиль;
  в) рассуждающе-импровизированный стиль;
  г) рассуждающе-методический стиль.
  Стиль педагогической деятельности есть интегрированная ее характеристика, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога, что наиболее полно выражается в четырех типах стиля труда педагога, описанного в работе А.Я. Никоновой и А.К. Марковой [10].

Назад Содержание Вперед