8.4. Индивидуальный стиль учебной деятельности

  Анализ учения как явления единичного мы связываем с индивидуальной деятельностью обучающегося. Каждый обучающийся строит процесс познания в зависимости от уровня подготовленности. Различия в деятельности зависят от сформированности составляющих динамической модели учения, уровня обученности и развития психических процессов, состояния здоровья, особенностей характера и множества других факторов. Обучающиеся по-разному осознают требования педагога, выстраивают свою систему целей, исполнительных действий и пр. В процессе реализации созданной программы возникают ошибки. Обучающиеся осуществляют коррекцию своей деятельности, Естественно, что и здесь обнаруживаются расхождения в способах их ликвидации на базе индивидуально построенных критериев оценивания и приемов контроля. Какие-то составляющие деятельности учения могут быть у обучающихся не сформированы, либо сформированы недостаточно полно.
  Множество причин не позволяет ему действовать оптимальным образом. Возникают противоречия между требованиями к качеству деятельности и возможностями обучающегося. Способом разрешения противоречий является сама деятельность. В ходе педагогического процесса выявленные и осознанные недостатки позволяют наметить способы их преодоления. Они становятся целью дальнейшей деятельности. Если это ограниченность приемов контроля, то в учении необходимо формировать систему контролирующих действий. Если это отсутствие умений адекватно себя оценивать, то вырабатываются способы сопоставления. Сравнения результатов действий с эталоном, нормой, стандартом. Ограничениями. Если представление о таковых у обучающегося отсутствуют, то ему следует выяснить у педагога, на что необходимо ориентироваться в обучении. Педагог — проводник политики государства в области образования, Он всегда действует на основе предписанных ему норм и стандартов, которые необходимо донести до обучающихся.
  Если выявить, пронаблюдать, зафиксировать основные составляющие структуры умения, то можно на этой основе описать структуру индивидуальной учебно­познавательной деятельности и соотнести ее с идеальной деятельностью.
  Структурой идеальной учебно-познавательной деятельности будем называть строение реальной учебной деятельности обучающегося, находящуюся в отношении изоморфизма к структуре идеальной модели обучения.
  В нашем исследовании — это динамическая составляющая модели учения. Специфика процесса обучения требует расшифровки, раскрытия содержания ее компонентов, отнесенных еще к одному понятию, входящему в теорию самоуправляемого обучения.
  Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на стиль этой деятельности. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полосами: «позитивный» — «негативный». В табл. 7 приведены индивидуальные различия обучающихся в учебной деятельности (по Г. Клаусу) [8, 246-247].

Таблица 7. Индивидуальные различия обучающихся в учебно-познавательной деятельности

  Обучающийся, являясь репрезентом определенного возрастного периода развития. Как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебно-познавательной деятельности [8, 247].

Назад Содержание Вперед