13.6. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными учреждениями

  Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения как центра воспитания является объединение усилий образовательного учреждения, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; четким представлением социальных функций образовательного учреждения в современных условиях; пониманием особенностей и тенденции развития современной семьи; практической подготовкой педагога к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.
  Образовательное учреждение является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание обучающихся и педагогическое управление семейным воспитанием. Подготовка к жизни молодого поколения приобретает новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности, профориентации и профотбор, образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы; выявление и развитие способностей и др. Единство воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой учреждения, отвечающего современным требованиям, предъявляемым к нему.

Рис. 81. Структура управления образовательными учреждениями

  Система взаимодействия образовательного учреждения и общественности должна отвечать следующим требованиям: а) целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива; б) повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры педагогов; в) выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя (куратора) и педагога с родителями; г) формирование действенной общественной организации (например, родительской, попечительский совет и др.).
  Педагогический коллектив педагога является частью общественного коллектива, куда входит составной частью коллектив обучающихся. При всем соответствии признаком любого коллектива педагогический коллектив образовательного учреждения в то же время имеет и свои специфические особенности. К ним относятся: 1) полифункциональность педагогической профессии; 2) высокая степень самоуправляемости педагогического коллектива; 3) коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности; 4)отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда; 5) преимущественно женский состав педагогического коллектива, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем.
  На развитие организационной структуры коллектива оказывает влияние ряд факторов. К ним относятся: а) характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами педагогического коллектива; б) социально-демографические и индивидуально-типологические особенности членов педагогического коллектива; в) престиж коллектива, наличие друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе; д) морально-психологический климат в коллективе; е) традиции коллектива.
  На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В науке психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. Численность педагогического коллектива определяет характер руководства им.
  Особое значение для функционирования педагогического коллектива играет социально-психологический климат в нем. Он представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. К основным функциям социально-педагогического климата в педагогическом коллективе относят: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая. Консолидирующая функция заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании эмоциональных потенциалов коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.
  К оценке социально-психологического климата существуют различные подходы (Е.С. Кузьмин, А.Г. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся: удовлетворение членов коллектива своим пребыванием в нем, процессом и результатом труда; признании авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении им; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; практическое отсутствие текучести кадров [4, 477].
  Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. Выполняя широкий круг профессиональных обязанностей. Каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей (например, руководителей, коллег и др.). Таким образом, одним из путей влияния социально­психологического климата коллектива на педагога является объективная оценка его личностных, профессиональных качеств, личного вклада педагога в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.
  Механизм влияния социально-психологического климата на педагога состоит в подражании — непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно ускоряют процесс позитивного подражания.
  Влияние социально-психологического климата коллектива не педагога может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально­психологическую волну своих коллег.
  Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, состоянием её психических процессов. Состояний и свойств. Общий климат в коллективе зависит от личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт его членов. Основными свойствами воздействия отдельной личности на коллектив и его социально­психологический климат является убеждение, внушение и личный пример.
  К числу факторов, препятствующих формированию положительного социально­психологического климата в коллективе, относятся конфликты. В педагогическом коллективе они являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между педагогами, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Взаимосвязи «ролевого» характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуально­типологическими особенностями.
  По мнению Л.В. Симоновой [9] в зависимости от взаимосвязей в педагогическом коллективе можно выделить три группы конфликтов: профессиональные конфликты; конфликты ожиданий; конфликты личностной несовместимости.
  Логика разрешения конфликта складывается из следующей последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта.
  Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда, организации педагогического процесса, внесения корректив в режим работы образовательного учреждения и др. Сложно разрешаются конфликты личной несовместимости. В таких случаях руководители избирают также пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что включает в себя понятие «управление»?
  2. Что является предметом теории управления?
  3. Назовите три типа управления.
  4. Что собой представляет внутривузовское управление?
  5. Что является организационной основой государственной политики в области образования?
  6. Назовите принципы государственной политики в области образования.
  7. Какие существуют государственные органы управления образованием и задачи решаемые ими?
  8. Из каких подсистем состоит образовательное учреждение?
  9. От чего зависит успех управления образовательным учреждением?
  10. Какие системообразующие факторы функционирования включает образовательное учреждение? Дайте их краткую характеристику.
  11. Какие планы управления разрабатываются в образовательном учреждении?
  12. Назовите наиболее важные качества, которыми должен владеть руководитель образовательного учреждения и дайте их краткую характеристику.
  13. Какими показателями определяется деятельность руководителя образовательного учреждения?
  14. Каким требованиям должна отвечать развивающаяся школа?
  15. Назовите условия, обеспечивающие переход образовательного учреждения из функционирующего в развивающееся.
  16. Какие этапы включает разработка концепции развития образовательного учреждения?
  17. Назовите основные модели учебных учреждений функционирующих в западноевропейских странах.
  18. Как осуществляется взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными учреждениями?
  19. Назовите факторы, оказывающие влияние на организацию структуры коллектива образовательного учреждения.
  20. Оценка социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
  21. Конфликты в педагогическом коллективе.

Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., допол. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
  2. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб- Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.
  3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с.
  4. Педагогика: Уч. Пособие для студ. пед. уч. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университецкое, 2000. - 560 с.
  7. Педагогика. Уч. Пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. - 2-е изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагенство, 1996. - 604 с.
  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Изд-ский центр «Академия», 2001. 512 с.
  9. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления / Л.В. Симонова. - М., 1989.
  10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.
  11. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П.И. третьяков. - М.: Новая школа, 1998. - 288 с.
  12. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.И. Давиденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
  13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб пособие / В.П. Симонов . - М., 1997. - 264 с.
  14. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.И. Мельников. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 96 с.

Назад Содержание Вперед