3.5. Система показателей качества и эффективности педагогического процесса

  Наиболее спорным вопросом педагогики является определение системы показателей качества и эффективности педагогического процесса. Существуют различные точки зрения на эту проблему. Например, многие авторы считают, что система показателей качества современного педагогического процесса должна включать:
  - обеспечение разносторонности развития и воспитания личности и выполнение каждым отрезком обучения соответствующей ему роли;
  - построение содержания образования или его целостных тематических фрагментов как взаимосвязанной системы, отвечающей целям и потребностям общества;
  - структурированность знаний в доступной обучающимся целостной системе как в ходе обучения, так и итоге его;
  - владение обучающимися способами усвоения, соответствующими способами умственной деятельности, с перспективой перехода к саморазвитию;
  - расширение содержания образования за счет включения обучающихся в программируемую внеучебную деятельность, соотнесенную с соответствующим учебным предметом;
  - обеспечение системы ценностей, соответствующих интересам общества, мотивов учения и преподавания;
  - соответствие общедидактических методов обучения характеру видов содержания учебного материала и способам его усвоения, а также соответствие конкретных методов обучения дидактическим задачам и специфике усвоения данного содержания;
  - рациональное применение средств обучения, в том числе и современных информационных и коммуникационных технологий;
  - учет закономерностей усвоения различных элементов социального опыта и его конкретного воплощения в разнообразном учебном материале;
  - контроль успешности обучения;
  - использование различных организационных форм обучения и учет индивидуальных интересов обучающихся;
  - наличие благоприятно-требовательного психологического климата;
  - преодоление негативных ситуаций обучения.
  Показателями эффективности педагогического процесса являются: правильность и системность знаний; точность исполнения предусмотренных программой способов учебной деятельности, а также способов познания и самообразования; готовность к творческому применению знаний и умений; сформированность ценностного отношения к учебному матералу, стоящим за ним объектом и самому процессу учебной деятельности; готовность и устремленность к самореализации; трудовая, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность; сформированность системы ценностей; социальная активность, мотивированная этой системой и усвоенным социальным опытом.
  Для эффективного функционирования педагогического процесса необходимы определенные условия. К ним относятся:
  1. Учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства, в том числе и современные информационные и коммуникационные технологии и др.).
  2. Учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим и др.).
  3. Морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучающимися и др.).
  4. Высокая профессиональная подготовка педагогического состава образовательного учреждения.
  На современном этапе развития теории и практики обучения, воспитания и образования большое внимание уделяется оптимизации педагогического процесса - выбору наиболее рациональной структуры занятия, комплексному планированию дидактических задач занятия, выделение существенного в содержании учебного материала, выбору наиболее эффективных для данной ситуации методов и форм обучения.
  Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим показателем развития циклов педагогического процесса являются ближайшие цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных:
  А) образовательная - все обучающиеся должны овладеть основами наук, приобрести определенную схему знаний, умений и навыков, развить свои духовные, физические и трудовые способности, приобрести начатки трудовых и профессиональных знаний;
  Б) воспитательная - необходимо воспитать каждого обучающегося высоконравственной, гармонично развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
  Соотношение этих целей в условиях современного образовательного учреждения таково, что первая соподчинена второй.
  Другими двумя показателями развития циклов педагогического процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.
  Эффективная организация педагогического процесса обеспечивается в том случае, если он строится в соответствии с закономерностями воспитания, которые предполагают социальную обусловленность цели и задач воспитания, зависимость содержания, форм и методов воспитания от поставленных целей, зависимость результатов воспитания от целостности и взаимосвязи всех основных компонентов педагогического процесса.

Вопросы для самоконтроля

  1. Сравните приведенные в учебном пособии определения педагогического процесса. Выявите общие признаки, названные в этих определениях и различия.
  2. Перечислите основные характеристики педагогического процесса.
  3. Взаимовлияние и взаимодействие каких элементов составляет механизм реализации педагогического процесса?
  4. Педагогический процесс отличает три группы свойств. Какие это группы? Чем характерна каждая группа?
  5. Что является движущими силами развития педагогического процесса?
  6. Назовите основные закономерности педагогического процесса.
  7. Каковы принципы воспитания в процессе образования?
  8. Перечислите основные компоненты педагогического процесса и дайте их краткое описание.
  9. Изобразите структурную схему педагогического процесса.

Литература

  1. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.
  2. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С.Вишнякова; Сост. М.Н. Колманова, В.С. Суров. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. - 367 с.
  3. Российская педагогическая энциклопедия / Главный ред. В.В.Давыдов. Ч.2. - М.: Научное Изд-во “Большая Российская энциклопедия”, 1999. - С.190-191.
  4. Педагогика. Уч. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И.Пидкасистого. - М.: Роспедагенство, 1996. - 604 с.
  5. Амонишвили Ш.А. Педагогический поиск (Сост. Н.Н.Баженова) / Ш.А. Амонишвили. - М., 1987.
  6. Голуб Б .А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б.А. Голуб. - М.: гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений / В. А. Сластенин, Н.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, С.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
  8. Педагогика: Учебник / Л.П. Кривошенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Кривошенко. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
  9. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Пр.освещение, 1988. - 479 с.
  10. Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С.Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
  11. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.

Назад Содержание Вперед