4.1. Понятие цели, общие цели воспитания и образования
Цели — восхождение любого человека к достижениям культуры, овладение всем духовным богатством современной цивилизации. Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания.
Философское понятие “целесообразности” трактуется как генетически связанное с процессами целеполагания, представляющего собой существенный компонент человеческой деятельности.
Под целеобразованием понимаются поиски, детерминизм, определение, формулирование целей воспитания детей и взрослых.
Целеполагание понимается как признание законности (легитимизация) целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государств, придание им законодательного статуса, нормативных установок.
Науковедение определяет цель как мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель выступает как непосредственный мотив деятельности. Осознанная цель деятельности, по мнению К.Маркса, приобретает силу закона, подчиняет волю людей, подсказывает пути ее достижения.
Наука психология раскрывает механизм связи мотивов и целей деятельности людей. А.Н. Леонтьев считает, что одним из механизмов сознательной человеческой деятельности выступает “сдвиг мотивов на цель” [7].
Цели обучения - сознательно определенные результаты, которых общество стремится достичь с помощью функционирования системы образования.
Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат формирования личности. На достижение законодательно закрепленных целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле.
Чем же определяется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
В методологии педагогики принято рассматривать иерархию целей воспитания, которая предопределяется как многомерностью результатов формирования личности, так и сочетанием внешнего и внутреннего, автономного от официальных формул целей развития личности.
Профессионального осмысления заслуживает проблема государственных, т.е. официальных, закрепленных законодательством целей воспитания.
В отечественной педагогике традиционная формула, раскрывающая цель воспитания подрастающего поколения, выражена словосочетанием “всестороннее гармоническое развитие личности”. Это означает, что процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным (умственное воспитание), физическим, психическим, нравственным, эстетическим развитием и трудовой подготовкой, а также, связанные с перечисленными параметрами всестороннего формирования личности, развитием экологической, экономической, политической и правовой культуры.
Понятие “гармоническое” предполагает согласование, без неравномерностей и односторонности, развитие всего спектра достоинств личности. История педагогической науки свидетельствует о том, что идея гармонизации развития человека зародилась в русле философской мысли.
Существуют и национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. Так, например, в Германии цели воспитания формулируются «подготовка человека способного поступать продуктивно с сознанием ответственности». В Америке цель воспитания «как воспитание хорошего гражданина США» и т.д.
В практике сложилась определенная логика педагогического целеполагания. Общепризнанным является факт, что ОУч и педагог получают социальный заказ. Однако он формулируется государством в весьма общем виде. При её движении к педагогу, исполнителю она конкретизируется и приобретает технологический вид. Государственная цель-заказ как бы уточняется, проясняется, достраивается. Обобщенная цель, далее, трансформируется в образовательные субцели, обращенные к сфере гуманитарного, естественнонаучного, математического знания, физической культуры и т.д. Для придания цели достаточно диагностических характеристик, чтобы проверять достигнутость, создаются те или иные критерии.
Проблема целеполагания в педагогике остается предметом философского, политологического, психологического рассмотрения и по сей день.
Система целей образования отражает совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе учебно-познавательной деятельности по любому предмету, изучаемому в ОУч:
- знания (понятия и система понятий, научные факты, законы, гипотезы, средства формального языка, модели, методы и др.);
- основные умения и навыки по применению знаний (умение использовать теоретические знаний при решении различных задач, проведение экспериментов и др.);
- основные интеллектуальные операции, которые формируются у обучающихся (умения осуществлять анализ, синтез, сравнение, систематизацию, обобщение, классификацию, определение новых понятий и др.);
- основные умения и приемы исследовательской деятельности (умения организовать эксперимент, выдвигать и проверять гипотезы, формулировать выводы, находить закономерности и т. п.);
- основные воспитательные задачи (воспитание диалектического подхода к явлениям, самостоятельности суждений, целенаправленности учебно-познавательной деятельности и др.).
Назад | Содержание | Вперед |