4. Геополитика Ива Лакоста и журнал «Геродот»
В период «после де Голля» географ Ив Лакост (Yve Lacoste, род. в 1926 г.) и созданное им в 1976 году периодическое издание «Геродот» - географический и геополитический журнал, представляют единственное геополитическое течение во Франции, которое имеет если не собственную доктрину, то, по крайней мере, собственный метод анализа.
Лакост родился в Марокко в 1929 году, пережив как процесс колонизации, так и деколонизации. Первые его работы были посвящены странам третьего мира («География развивающихся стран», 1965). Однако размышляя о военных аспектах географии (одна из его книг называется «География необходима для войны» (1976)), географ Лакост стал геополитиком: пространство, его компоненты (земля, вода), а также его рельеф выступают одновременно и как благоприятные факторы, и как препятствия при проведении военных операций, в то же время именно пространство является целью этих операций. Чтобы существовать, ландшафт в людях не нуждается, однако люди не перестают бороться за право обладать той или иной местностью. Все столкновения между людьми протекают во времени и пространстве.
Кроме того, Ив Лакост живо интересовался работами малоизвестных авторов, которых не признавала официальная наука. В значительной степени благодаря журналу Геродот Франция вновь познакомилась с творчеством Элизе Реклю.
Журнал «Геродот»
• Концепция. Благодаря журналу «Геродот» геополитика обрела во Франции интеллектуальную легитимность. Этот журнал обращает особое внимание на противоречивые представления и стратегии, связанные с тем или иным пространством, играющим важную роль в мировой политике.
«Геродот» строит каждый свой номер вокруг трех элементов:
• Карты. «Карта, первичная форма осмысления пространства» или, точнее, совокупность карт различного масштаба, иллюстрирующих различные характеристики (от рельефа до распределения населения), должна при правильном прочтении дать достаточно полную информацию, позволяющую самостоятельно сделать правильный вывод.
• История или, вернее, исторические события, поскольку историю делают люди. Любое пространство формируется и преобразуется людьми, которые через него проходят, захватывают его, живут там, уходят оттуда. Чтобы понять ценность данного пространства для данных людей, нужно знать все, что происходило раньше между этими людьми в этом пространстве: набеги, распространение религии, влияние империй, национальное строительство. История имеет огромное значение, ибо она является источником геополитических представлений, которые - в процессе кристаллизации - связывают территорию с ее прошлым. Так например, множество конфликтов между группами людей вызваны тем, что каждая из них считает, что именно она первая поселилась на данной территории (евреи и арабы в Палестине; негры и белые в Южной Африке; сербы и албанцы в Косово).
• Границы (юридические и политические) представляют собой важнейшие ориентиры. Линии, разделяющие государственные суверенитеты, были прочерчены на картах в результате вооруженной борьбы, они установлены ценой крови народов и несут на себе печать амбиций властей. Всякая граница является «искусственной», т.е. отражает соотношение конкретных сил в конкретный момент. Не бывает вечных границ, каждая граница устанавливается, переносится, уточняется по прихоти истории.
Границы выполняют три тесно связанных функции:
• устанавливают пределы государственного суверенитета;
• разделяют в пространстве символические сообщества, т.е. государства, каждое из которых обладает собственным флагом, гимном, историей, институтами, порождающими для его граждан специфические права и обязанности;
• разделяют в пространстве свое (т.е. национальную территорию) и чужое (соседнее государство, а затем и остальной мир).
Идеология территории против идеологии потоков?
Как всякая другая линия поведения, продиктованная связной и логичной философией, линия «Геродота» имеет свой идеологический аспект, т.е. свое мировоззрение и свои представления о желательных и необходимых действиях. По мнению журнала, люди и социальные группы, к которым они принадлежат (регионы, государства-нации...), определяются в первую очередь их укоренением на той или иной территории. Следовательно, если войны ведутся за захват территорий, то мир предполагает, что сообщества, населяющие землю, в принципе, удовлетворены теми территориями, которыми они располагают.
Эта «территориальная» логика «Геродота», продиктованная геополитическими взглядами его редколлегии, распространяется также и на ее подходы к другим областям человеческой деятельности. Так например, идеология рассматривается как инструмент оправдания территориальных споров. Таким образом, идеология «этнической чистки», целью которой является достижение точного соответствия между народами и территориями, подтверждает направленность подхода «Геродота» на изучение отношений между людьми и пространством. Точно так же при систематизации данных экономического характера журнал отдает предпочтение локализации, присвоению и контролю над ресурсами, ради которых и ведется политическое соперничество.
Вопросы к разделу IV
1. В чем проявляется своеобразие географических и геополитических знаний во Франции по сравнению с другими геополитическими традициями?
2. Каковы геополитические задачи Франции в ХХ веке, чем они продиктованы?
3. Объясните значение термина «поссибилизм», приведите примеры, к которым его можно употребить.
4. Расскажите об исследовательских стратегиях геополитической школы Ива Лакоста.
Назад | Содержание | Вперед |