1. «Русская идея как геополитика?»
Формирование геополитических идей в России было тесно связано с так называемой «русской идеей» - мощным историософским течением, изучавшим судьбы России, ее роль в мировой истории и магистральные пути будущего развития. Если соседние европейские страны пришли к геополитике из соображений территориальной экспансии, то в центре споров и дискуссий территориально необъятной России стоял более «духовный» вопрос об отношениях России с Западом и Востоком, Европой и Азией, о специфических свойствах русской души, веры и национальной идентичности.
С данной точки зрения одним из первых геополитиков можно считать славянофила Н.Я. Данилевского, которому принадлежит заслуга в разработке теории культурно-исторических типов. По его мысли, славянство - это особый культурно-исторический тип, который не развернул еще своих творческих потенций, но которому принадлежит великое будущее. Данилевский утверждал, что борьба России с Европой неизбежна «из-за обладания Царьградом», поскольку «главнейшая цель русской государственной политики, от которой она никогда не должна отказываться, заключается... в разрушении оттоманского могущества и самого Турецкого государства». Вполне в духе более поздних геополитиков с их географическим детерминизмом Данилевский утверждал, что Константинополь - это некий «пуп земли»: «нет места на земном шаре, могущего сравниться центральностью своего местоположения с Константинополем. Нет на земле другого перекрестка всемирных путей».
Значительно дальше Данилевского в этом направлении шел К.Н. Леонтьев, считавший панславизм слишком либеральным и опасным для жизнеспособности и дальнейшего развития российской государственности, которая, по его словам, будучи более широким и независимым образованием, должна быть «не чем иным, как развитием своей собственной оригинальной славяно-азиатской цивилизации». По Леонтьеву, чисто славянское содержание русской идеи слишком бедно для всемирного духа России. «Всегдашняя опасность для России,- утверждал он, - на Западе: не естественно ли ей искать и готовить себе союзника на Востоке? Если этим союзником захочет быть и мусульманство - тем лучше».
Обосновывая установки на имперскую экспансию, особенно настойчиво Леонтьев отстаивал идею слияния России с Тураном, при этом полагая, что самобытную цивилизацию составляет не славянский мир, а Россия со всеми азиатскими владениями.
Назад | Содержание | Вперед |