3. Право лесопользования, основания и порядок предоставления участков лесного фонда в пользование
Право лесопользования является одним из видов права природопользования (пользования землей, водой, недрами и т. д.), но правовое регулирование отношений по лесопользованию имеет свои особенности, соответствующие особенностям лесных ресурсов.
В зависимости от целевого назначения ресурса и характера лесопользования законодательство выделяет следующие основные виды лесопользования (ст. ст. 80—82 ЛК РФ).
1. Заготовка древесины.
Заготовка древесины является основным видом лесопользования. Она осуществляется в порядке рубок. Различают два вида рубок: рубку главного пользования и рубку промежуточного пользования.
Рубки главного пользования осуществляются, как правило, в перестойных и спелых древостоях лесов всех групп. Однако в лесах первой группы рубки главного пользования могут проводиться лишь в исключительных случаях в порядке улучшения состояния древостоев и усиления природоохранных функций этих лесов. Порядок запретов и ограничений на проведение рубок главного пользования устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.
В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся выборочно, лишь в тех местах, где имеется достаточный объем перестойного и спелого древостоя и обеспечивается основная задача — восстановление лесов с хозяйственно ценными древесными породами и сохранение природоохранных функций этих лесов.
В лесах третьей группы рубки главного пользования имеют промышленный (эксплуатационный) характер и осуществляются повсеместно в пределах расчетной лесосеки и способами, обеспечивающими их своевременное восстановление.
Рубки промежуточного пользования в зависимости от целевого назначения могут быть нескольких видов: рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции леса, связанные с необходимостью улучшения функциональной роли насаждений (водоохранное, защитное и иное назначение). Эти виды рубок проводятся, как правило, только в лесах первой группы, а размер заготовок в этих случаях определяется по материалам лесоустройства исходя из их установленных норм.
Помимо указанных выше двух постоянных видов рубок заготовка древесины может осуществляться в порядке эпизодических, так называемых, прочих рубок. К прочим рубкам относится расчистка леса в связи со строительством гидроузлов, иных объектов, прокладкой просек и др.
Заготовка древесины при рубках главного пользования и промежуточных рубках осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями), утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
2. Заготовка живицы.
Под живицей понимается смола хвойных деревьев. Заготовка живицы представляет собой сбор смолы хвойных деревьев путем подсочки — неглубоких надрезов на деревьях для стока смолы.
Живица используется в промышленности в качестве основного сырья для получения канифоли, скипидара и некоторых других продуктов. Заготовка живицы производится в перестойных и зрелых древостоях, которые после окончания установленного срока предназначаются для рубки. Потому план подсочки всегда увязывается с планом заготовки древесины. Правила заготовки живицы устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551.
Правила подсочки указанных древостоев, а также зоны их проведения утверждаются государственными органами управления лесным хозяйством РФ (ст. 119 ЛК РФ).
3. Заготовка второстепенных лесных материалов.
Под второстепенными лесными материалами понимаются пни, луб, кора, береста, хвойная лапка и другие, заготовка которых производится для промышленной переработки или развития лесных промыслов. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов утверждаются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным фондом.
4. Побочное лесное пользование.
Статья 80 Лесного кодекса РФ дает перечень, хотя и не исчерпывающий, видов побочного лесного пользования. К ним относятся сенокошение, выпас скота, размещение пасек и ульев, заготовка соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья, сбор мха, подстилки, опавшего листа, камыша и др. В соответствии с данной статьей утверждение перечня дополнительных видов побочного лесопользования возложено на федеральный орган управления лесным хозяйством. Потому приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 1 апреля 1999 г. № 74 “Об утверждении Перечня дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации”1 к видам такого землепользования отнесены не только а) заготовка и сбор плодов, грибов, орехов, ягод в лесоплодовых насаждениях, но и б) использование участков лесного фонда Российской Федерации для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых и др.), создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений; в) заготовка (выковка) деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда РФ для посадки их на землях иных категорий; г) пастьба одомашненных животных (северных оленей и других) на участках лесного фонда РФ; д) использование участков лесного фонда РФ для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях; е) использование участков лесного фонда РФ для устройства изгородей, размещения сторожек, навесов, сушилок, грибоварен и других временных сооружений при осуществлении лесопользования.
5. Пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства.
Это вид лесного пользования, требующий внимательного и очень осторожного подхода, так как он связан с живой природой, нарушение баланса в которой сопряжено с серьезными негативными последствиями. Пользователями могут быть как юридические лица (как правило, специализированные охотничьи предприятия и организации), так и отдельные граждане и их объединения. Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливается специальными правилами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ.
6. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях.
Участки лесного фонда для этих целей могут предоставляться предприятиям, организациям и учреждениям, в задачи которых входит, согласно их уставам и положениям о них, проведение таких работ с обеспечением им особых условий работы.7. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях осуществляется преимущественно в пределах зеленых и пригородных зон, а также лесопарковых зон и регулируется особыми правилами.
Лесным кодексом РФ установлены две формы права лесопользования: краткосрочная — до одного года и долгосрочная — до 49 лет (аренда, концессия, безвозмездное пользование). На праве долгосрочного пользования участки предоставляются чаще всего для целей заготовки древесины, то есть главного вида лесопользования, хотя могут предоставляться и другие виды лесопользования. На праве краткосрочного пользования участки предоставляются главным образом для заготовки живицы, второстепенных лесных материалов, побочного лесопользования и других видов.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных конкурсов или аукционов.
Правоустанавливающими документами на лесопользование являются: лицензия (для долгосрочного пользования), лесорубочный билет или ордер, лесной билет.
Лицензия на долгосрочное пользование является основанием для заключения соответствующего договора, она выдается лесхозом.
Лесорубочный билет является документом, удостоверяющим право его владельца на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. Он выдается лесхозом на срок до одного года. В лесорубочном билете указывается место нахождения участка лесного фонда, в пределах которого предоставляется лесопользование, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы; их стоимость, сроки производства работ и другие сведения.
Ордер выдается лесничеством на лесопользование в виде отпуска мелких партий древесины в порядке уборки валежника, сухостоя, бурелома, второстепенных лесных материалов. Ордер может выдаваться как на основании лесорубочного билета, так и без него.
Лесной билет является документом, удостоверяющим право побочного лесопользования (сенокошение, выпас скота, заготовка грибов, соков и т. п.) Он выдается лесничеством сроком на один сезон.
Рассмотрим виды долгосрочного лесопользования.
Аренда лесных участков регулируется ст. ст. 31—35 Лесного кодекса РФ и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется передать лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления всех видов лесных пользований: заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов; побочных лесных пользований; для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду предусмотрен двоякий: на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по предоставлению территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства РФ или по результатам лесных конкурсов.
На основании решений органов государственной власти субъектов РФ участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на основе лицензии и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории (ч. 3 ст. 34 ЛК РФ).
Участки лесного фонда могут предоставляться в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 34 Лесного кодекса. Для проведения такого конкурса создается комиссия из органа государственной власти субъекта РФ (председатель), органа управления лесным хозяйством (заместитель председателя), специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Состав комиссии утверждается органом государственной власти субъекта РФ.
Лицо (юридическое или физическое), выигравшее лесной конкурс, и организатор его подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. С момента государственной регистрации договор аренды считается заключенным.
Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 ЛК РФ). По данному договору лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в бессрочное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования на основании лицензии на право ведения соответствующего вида деятельности.
Лесхоз в месячный срок рассматривает заявление физического или юридического лица и со своим заключением передает его в территориальный орган управления лесным хозяйством, который, в свою очередь, в месячный срок рассматривает заявление, готовит по нему представление и передает органу государственной власти субъекта РФ для вынесения решения о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование или об отказе в таком предоставлении.
На основании решения органа государственной власти о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование лесхоз и заявитель в месячный срок заключают договор, который подлежит государственной регистрации и считается заключенным с этого момента. Лесопользователь вправе приступить к осуществлению лесопользований, предусмотренных договором со дня государственной регистрации договора и выдачи лесопользователю лесорубочного или лесного билета.
Договор концессии участка лесного фонда (ст. 37 ЛК РФ). По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1 года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. Сторонами договора являются правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.
По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию.
Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Участки лесного фонда выставляются на конкурсы или аукционы правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Договор концессии заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. В договоре указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей и другие условия.
Лесопользователи, которые приобрели право на лесосечный фонд по результатам лесных аукционов, обязаны получить лесорубочные билеты в течение 20 дней после его проведения. В случае неполучения лесорубочного билета в течение этого срока лесопользователи теряют право на получение лесосечного фонда.
Библиографический список
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 21 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 г. № 611 “О ведении государственного учета лесного фонда” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2489.
Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1601 “Об утверждении Положения об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 121.
Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 77 “Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных объектов” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 5. Ст. 617.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 131 “Об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 755.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 133 “О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 757.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 “О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 758.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173 “Об утверждении Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8. Ст. 945.
Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224 “Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8. Ст. 964.
Постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345 “Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1585.
Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 544 “Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2547.
Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 “Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.Федеральная целевая программа “Леса России” на 1997— 2000 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1240 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4706.
Федеральная целевая программа “Охрана лесов от пожаров на 1999— 2005 годы”. Утверждена постановлением Правительства РФ от 10 января 1999 г. № 35 // Российская газета. 1999. 2 февр.
Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Утверждены приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 января 1998 г. № 10 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 4. С. 57.
Приказ руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 декабря 1998 г. № 214 “О внесении изменений в Санитарные правила в лесах России” // Российская газета. 1999. 2 февр.
Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г. В. Чубукова; М.: Новый Юрист, 1998. 544 с.
Назад | Содержание | Вперед |