1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
Впервые в 1968 г. Основы земельного законодательства выделили земли водного фонда в самостоятельную категорию, установив их приоритет в обеспечении водныхобъектов, поскольку воды являются ограниченным природным объектом, играя роль важнейшего природного источника обеспечения жизни людей, флоры и фауны.
Статья 1 Водного кодекса РФ 1995 г. (ВК РФ) определяет водный фонд как совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр.
К водным объектам относятся:
1) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, каналы и другие поверхностные и искусственные водотоки и водоемы;
2) ледники и снежники;
3) гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
4) внутренние морские воды и территориальное море РФ.
Согласно ст. 95 Земельного кодекса, к землям водного фонда относятся территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Таким образом, земли водного фонда подразделяются на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей.
Земли, занимаемые водными объектами, как правило, являются объектами государственной собственности. Не входят в состав водного фонда замкнутые небольшие по площади и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящихся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.
В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.
Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является обслуживание деятельности вод.
Главной составной частью этой категории земель являются водопокрытые земли, т. е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года). К их числу нельзя отнести земли, покрывающиеся водой лишь в короткие промежутки времени (в периоды половодья, морских приливов и т. п.).
При этом к землям водного фонда относятся лишь такие земли, которые заняты естественными, а не искусственными водоемами (плавательными бассейнами, водопроводами, пожарными водоемами).
Помимо водопокрытых в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей; полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами, и т. п.
В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно в качестве источника получения питьевой воды, рыбохозяйственного водоема, водоема для купания, в качестве судоходного водоема и т. д.
В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовыми актами: положениями об охране рыбных запасов; Кодексом торгового мореплавания РФ; законами об охране и использовании животного мира; законом о санитарноэпидемиологическом благополучии населения и др.
Анализируя эту совокупность нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом располагаемых на них водных объектов:
1) целевым назначением водоемов. Если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие зоны и округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов и ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если решено использовать водоем в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т. п.;
2) экологической обстановкой, сложившейся на землях водного фонда. Если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены или даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема (ст. ст. 58, 59 Закона РФ об охране окружающей природной среды);
3) правовым статусом субъектов землепользования и водопользования. Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водопользование1.
Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема.
Например, при предоставлении водоема для рыбохозяйственной деятельности права других водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства.
Кроме того, специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель.
Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование.
В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в местном масштабе. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов Федерации. Однако реки, по общему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, в верховье реки) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями Министерства природных ресурсов РФ являются бассейновые водохозяйственные управления и территориальные управления водным хозяйством.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Пользователь земельными участками, примыкающими к поверхностным водным объектам, не должен препятствовать использованию их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 12 ВК РФ).(управления) правового
Назад | Содержание | Вперед |