§ 1.2.6. Индивидуальные особенности мотивации

  Можно анализировать разные аспекты индивидуальных особенностей мотивации. Один из них предполагает рассмотрение индивидуальных особенностей в зависимости от свойств личности. Так К. Обуховский отмечал, что астеники предъявляют необычайно высокие требования к своему нравственному облику и поэтому для них особую важность приобретает такой мотиватор, как нравственный контроль.
  Кроме того, личностные особенности вмешиваются в мотивационный процесс на всех этапах и придают ему особый характер. Так, например, легкость возникновения потребности и ее сила зависят от индивидуальной чувствительности человека к стимулу, от ситуации и т.д. На стадии принятия решения на процесс мотивации могут влиять волевые качества личности - решительность, смелость и др.
  Выделенные В. Н. Азаровым стили действования - импульсивный и рефлексивно-волевой - также могут рассматриваться как стили мотивации, которые определяются особенностями личности. Для первого характерно преобладание ситуативных тенденций в поведении и минимум обдумывания ситуации человеком, а для второго - преобладание механизмов регуляции и анализа.
  Кроме того, с индивидуальными особенностями мотивации связано понятие локуса контроля, введенное в психологию Дж. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе социализации. Выделяется внутренний и внешний локус контроля. Внутренний локус контроля предполагает, что человек объясняет свои достижения и неудачи внутренними резервами, т.н. свойство интернальности; а при внешнем локусе контроля человек видит причину всего, что с ним происходит в ситуации, во внешних факторах, т.н. свойство экстернальности. Показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе, более последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля связана с неуверенностью, неуравновешенностью, стремлением отложить реализацию дел, тревожностью, подозрительностью, конформностью и агрессивностью. Таким образом, мы видим, что такая характеристика, как локус контроля носит мотивационный характер и существенно влияет на поведение человека.
  Можно также говорить о возрастных особенностях мотивации. Например, в учебной мотивации детей от 4 к 7 классу снижается готовность подчиняться внешним требованиям, что связано с развитием и повышением роли внутренней мотивации.
  Ряд работ позволяет говорить об этнографических особенностях мотивации, связанных, очевидно, прежде всего, с образом жизни. Так полученные О. С. Дейнека данные, которые показывают, что американцы руководствуются в своих действиях разумной осторожностью, а русские действуют «на авось», согласуются с данными других исследователей. Шапкин при исследовании волевых процессов на немецкой выборке получил аналогичные результаты. Все это может служить свидетельством того, что мотивация связана с особенностями менталитета.
  В работе Е. П. Ильина вы также можете найти, какие свойства личности влияют на процесс мотивации при осуществлении руководства и анализ других аспектов.

Назад Содержание Вперед