5.3. Социология организаций
Сегодня социология организаций - одна из наиболее развитых частных социологических теорий. В то же время она не является целостной и монолитной дисциплиной - это динамично развивающаяся многомодельная дисциплина, для представителей которой характерны плюрализм мнений и постоянная полемика. Именно полемика во многом является источником динамичного развития данной дисциплины.
В соответствии с этим предпринимаемый анализ социологии организаций (как науки) и организации (как объекта ее изучения) ведется с позиций признания допустимости и даже необходимости теоретического и методологического плюрализма и широкого использования положений ситуационной методологии. Под ситуационной методологией мы понимаем такой подход к изучению организаций, в котором отрицается возможность получения однозначного или универсального управленческого подхода, одной универсальной теоретической модели для ответа на вопросы, возникающие относительно природы, способов функционирования и развития организаций.
Социолог Г. Шерман одним из первых сформулировал принципы ситуационного подхода. Он утверждал, что нет и не может быть универсальной структуры, способа, стиля руководства и управления, единых принципов строения и развития организации.
Организация - это специфический социальный объект, выступающий одновременно коллективным участником скооперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей.
Особенность организации как специфического социального объекта, изучаемого социологией, по нашему мнению, в том, что она в наиболее концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и некоторые важнейшие проблемы, изучаемые социологией. Интерес к исследованию организаций со стороны социологии обусловлен их социальной природой в сочетании с важной ролью, которую организации выполняют в обществе.
Существуют разные классификации организаций (см. рисунок 5.2.):
1. по форме собственности;
2. типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности;
3. возможности сотрудников влиять на организационные цели;
4. масштабу влияния;
5. типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений;
6. числу выполняемых функций;
7. типу внешней среды и способу взаимодействия с ней.
По разным основаниям организации классифицируют на:
1. социетальные и локальные;
2. скалярные (жестко структурированные) и латеральные (менее жестко структурированные);
3. административные и общественные;
4. деловые и благотворительные;
5. частные, акционерные, кооперативные,
6. государственные и общественные.
Несмотря на существенные различия, все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве объекта изучения социологии организаций.
Рис. 5.2. Формы организаций
Основанием для возникновения организации является потребность в осуществлении людьми совместной кооперированной деятельности, достижении неких общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородной деятельности в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей.
Это, в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка:
1. Изначальное ограничение свободы, автономии и активности каждого участника деятельности;
2. Установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для стандартизации и воспроизводства этих отношений, - обеспечение предсказуемости и скоординированности действий.
Именно обеспечение и поддержание социального порядка является важнейшей функцией организации.
Необходимо разделение управленческой деятельности любой крупной организации на два принципиально различных вида деятельности:
1. Административную - осуществление программирующих и контролирующих функций управления людьми, выполняющими базовую деятельность (целеполагание, планирование, координация, контроль);
2. Функциональную (а позже менеджерскую) - создание условий для осуществления управления, функционирования и развития организации.
Необходимость такого разделения вызвана дифференциацией и усложнением базовой деятельности организации. Появление функциональных специалистов предполагает выделение нескольких узких направлений узкоспециализированной деятельности и переход от управления людьми к организации деятельностями, примерами которых могут быть техническая, финансовая, маркетинговая, кадровая и другие виды деятельности в рамках управления.
Цель менеджерской деятельности - создание условий для нормального осуществления базовой работы, развитие организации. Возникнув первоначально как вспомогательная функция, в помощь администраторам, эта деятельность становится ключевой в современных системах управления. Именно с ее развитием связан тезис, что по мере усложнения организаций деятельность узких вспомогательных специалистов играет все большую роль в управлении, в то время как роль высших администраторов становится все более символической. Проблема необходимости разделения этих двух принципиально различающихся видов управленческой деятельности достаточно подробно была обоснована в работах Ф. Тейлора и А. Файоля, в которых отражены разные способы соединения этих деятельностей в различных типах организационных структур.
Элементы внутренней структуры организации
Первым из важнейших элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных организации - организационные цели. Особую роль целей в формировании организационной структуры и функционировании организации отмечают практически все специалисты по организации управления Так, А. Файоль, давая определение социальной составляющей процесса организации, связывает этот процесс именно с формированием структур управления под цель.
Под целями организации обычно понимается идеальный образ желаемого будущего или планируемый результат. Проблема целеполагания активно разрабатывается организационной и управленческой теорией. Управление современной организацией предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при этом работа с целями - особая область деятельности управленца, который занимается выборомприоритетных целей и их уравновешиванием в терминах «результат - цена». Именно оценка результатов реализации широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной способ оценки эффективности организации.
Один из авторов популярной концепции «управления по целям» П. Друкер применительно к деловой коммерческой организации выделяет следующий примерный набор целей, ориентированных на реализацию в разных областях:
• определение секторов рынка, с которыми организация работает;
• цели, связанные с отношением к нововведениям и областям нововведений;
• обеспечение продуктивности организации;
• обеспечение определенного уровня производительности;
• обеспечение материальных и финансовых ресурсов;
• достижение определенного уровня прибыли;
• развитие эффективности системы управления и развитие самих менеджеров;
• обеспечение признания организации со стороны внешнего окружения.
Оценивая функцию целей, Друкер связывает с их существованием возможность решения ряда управленческих проблем:
1) оценка и интерпретация широкого спектра общественных явлений;
2) проверка истинности теоретических представлений, латентно заложенных в целях;
3) оценка и предсказание поведения людей, групп и других организаций;
4) оценка значимости целей в процессе принятия решения.
Вторым важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику организационного развития. Под стратегией обычно понимается разновидность долгосрочного плана развития организации, ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с учетом реальных и потенциальных возможностей организации. Стратегия включает перечень долгосрочных целей, краткосрочных и вспомогательных целей, способы распределения и пользования ресурсами, правила, регулирующие взаимоотношения персонала и осуществление деятельности. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с изменением состояния внешней среды и учитывает актуальные и потенциальные возможности организации.
В значительной мере определяя логику развития организации, руководство намечает ее стратегию. Американские социологи А. Чемдлер и Г. Даймс, анализируя логику формирования структуры коммерческих организаций, показали, что каждому из двух выделенных ими типов противоположных стратегий (оборонительная и позитивная) развития организации соответствует свой тип организационной структуры. Так называемая оборонительная стратегия, ориентированная на удержание и укрепление уже завоеванных ранее фирмой позиций на рынке и предполагавшая ее развитие посредством слияния с организациями-поставщиками и продавцами, приводила к созданию централизованной функционально-разделенной структуры.
Третий важный компонент внутренней среды организации и одновременно ситуационная переменная - технология, один из мощных факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой трактовке технология - это совокупность средств деятельности (оборудование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки персонала), позволяющая обеспечить переработку сырья в конечный продукт (услугу) с заданными свойствами.
Все элементы внутренней среды организации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но следует помнить, что они предопределены целью, которая, в свою очередь, продиктована положением социальной организации в социальной среде.
Назад | Содержание | Вперед |